Владелец onliner.by Виталий Шуравко: «Займитесь реальными вещами»
11 июня 2013 Интервью

Владелец onliner.by Виталий Шуравко: «Займитесь реальными вещами»

+

С Виталием Шуравко, владельцем onliner.by, «Большой» хотел пообщаться давно: стартовав в виде сайта новостей о мобильной связи и специализированного форума, проект стал одним из самых крупных игроков белорусского Интернета.

Бюджеты onliner.by зашкаливают – а зашкаливают ли амбиции создателя? Если судить по внешнему виду – нет. В офисе нас встречает молодой человек в майке, джинсах и кроссовках New Balance: Виталий — типичный представитель «новой волны» бизнесменов, которая распространена в мире, но никак не докатится до Беларуси. Без пафоса, без лишнего лоска – обычный, вменяемый человек.

Осознанно или нет, но Виталий скопировал имидж Стива Джобса: тот тоже появлялся на публике исключительно в джинсах. Поэтому команда «Большого» не удивилась, когда Виталий сам, без секретаря, сразился с кофе-машиной и сделал нам кофе.

Виталий Шуравко Onliner

— Когда-то вы работали с сайтом ixbt. Скажите честно, идею «онлайнера» вы взяли оттуда?

— Нет, я писал статьи для ixbt, но это был сайт о компьютерах. Они когда-то были очень популярным и неплохим сайтом. «Онлайнер» же изначально был сайтом только о мобильной связи.

— Работаете самостоятельно или с командой единомышленников? Вы единственный учредитель, или их несколько?

— Я не очень приветствую идею с несколькими учредителями, это часто заканчивается не очень хорошо как для людей, так и для проектов, вещи усложняются, и тому есть масса примеров. Поэтому я начинал проект самостоятельно, а затем к нему на разных этапах подключались разные люди.

А начиналось с «техноблога» о мобильной связи, когда даже такое понятие, как просто «блог» не было распространено. Мне было очень интересно писать про мобильную связь, тестировать новые телефоны, изучать, как работает сеть. Потом в блог добавился форум, каталог телефонов – и так, шаг за шагом, рождался onliner. Не могу сказать, что я сразу с головой ушел в проект, пытаясь извлечь из него максимальную прибыль. Нет, я учился, работал журналистом, писал статьи о компьютерах. Но постепенно «Онлайнер» стал делом моей жизни.

 

— Изначально «Onliner» был коммерческим проектом?

— Все вместе: я просто увидел в нем перспективу. Когда понял, что это хобби пользуется большим вниманием со стороны публики, возникли мысли, что проект можно монетизировать и двигать дальше. Основной целью стало создание интересного и качественного продукта. В Беларуси все любят рассуждать о стартапах, о проектах, о зарабатывании денег – но хороших качественных проектов на рынке крайне мало. Мы ни копейки не затратили на продвижение.

Если вы меня спросите о рекламном бюджете проекта «Онлайнер», я вам отвечу: «около нуля».

В свое время мы пробовали, ради интереса, что нам даст реклама в метро — но это был нулевой выхлоп. Ведь человек, потребитель продукта, всегда первичен. Он видит что-то интересное, советует своим друзьям, делится ссылками в социальных сетях – вот так появляется лучшая реклама. Вы нигде в Минске не увидите рекламу Twitter или Google — но эти сервисы очень популярны.

Поэтому меня всегда слегка раздражают разговоры в стиле «Как выйти на рынок и занять на нем долю? Какой совет можете дать белорусским стартаперам?». Да какой совет? Делайте качественный, максимально качественный, полезный продукт – и всё.

Мой самый большой совет белорусским стартаперам: перестать заниматься стартапингом и заняться какими-то реальными вещами. Стартаперы очень много совещаются, проводят конференции и при этом мало занимаются делом.

— Хорошо, какие стартапы последних лет вам нравятся? У кого получился качественный продукт?

— Я не очень пристально слежу за этим рынком, но вот классная штука «Foursquare». Мне очень нравится, как все это сделано. Ну и «Twitter», конечно. Отличные изобретения.

— А когда вы поняли, что создали что-то глобальное, по крайней мере, в рамках байнета, что-то, что войдет в историю?

— Я не считаю, что создал что-то глобальное. Facebook — это глобально, «Twitter» — да, глобально. А «Онлайнер» — это, скажем так, региональный продукт. Рынок наш маленький, провинциальный, здесь нет сильных игроков. Да, работаем, да, стараемся, посещаемость хорошая. Конечно, есть планы, но самый главный план — создавать продукт на гораздо более высоком уровне. Мы уже стали взрослыми, и надо все делать правильнее, эффективнее. Сложно было вести себя таким образом, когда был недостаток ресурсов, сотрудников, опыта. Сейчас все это есть.

— Ваша личная концепция всегда предусматривала развитие бизнеса за счет собственных средств. Что-то изменилось в вашем мнении?

— Нет, не изменилось. Мы работаем только с собственными деньгами, кредитов не берем, и это очень хорошо. Хотя с точки зрения бизнеса, каким он должен быть по учебникам, считается правильным, когда люди работают за чужие деньги. Но меня этот путь не устраивает. Мы делаем «лайфстайл»-бизнес – мне нравится, когда можно принимать любые решения и нести за них ответственность.

Если активно привлекать инвестиции или становиться публичной компанией, то это может закончиться печально. Часто инвесторы и акционеры не дают руководителю возможности принимать решения, которые они не считают правильными, или даже увольняют основателя компании.

Очень показателен пример со Стивом Джобсом, который был выдавлен советом директоров из компании, которую он же и создал.

С другой стороны, если говорить о крупных компаниях в силиконовой долине, то Google, Facebook и тому подобные проекты были бы невозможны без инвестиционных фондов. Но искать инвестора в небольшой бизнес, если можно справиться самостоятельно, сразу не стоит.

Виталий Шуравко Onliner

— Что вы знаете о бизнесе? У вас есть бизнес-образование?

— Как такового бизнес-образования у меня нет. Я стараюсь «прокачивать» свои знания, участвую в программах бизнес-обучения. Но лучший способ получить бизнес-образование — это позаниматься бизнесом какое-то время. Образование без практики имеет значительно меньшую ценность.

Я слежу за качеством продукта, за идеями, за принятием финальных решений, но людьми непосредственно не руковожу, этим занимается директор. Компании, где владельцы не являются директорами, развиваются значительно эффективнее.

— С этого места подробнее.

— В идеале, бизнес должен работать таким образом, чтобы быть «готовым к продаже каждую пятницу». Это вовсе не означает, что его нужно продавать. Это означает, что все процессы внутри компании, управление, отчетность, должны быть налажены таким образом, что у теоретического покупателя не должно возникнуть вопросов, как работает этот бизнес.

А бизнес по-белорусски – это когда все завязано на владельце, он все тянет, все контролирует и даже на два дня не может оставить проект. В продаже такого бизнеса смысла нет, иначе его нужно будет продавать вместе с владельцем, без которого все рухнет.

Но я еще раз подчеркиваю: у нас так называемый «лайфстайл»-бизнес. Мы допускаем принятие решений, противоречащих многому из того, что написано в книгах по ведению бизнеса.

— Например?

— Например, мы принципиально не пишем заказные статьи. Это одно из тех решений, которые снижают нашу прибыль, но позволяют редакционной политике оставаться независимой. Возможно, мы теряем какие-то деньги, но нам самим гораздо приятнее, когда мы можем писать то, что считаем нужным. И читатели это ценят.

— Со стороны кажется, что вам просто повезло: человек оказался в нужном месте с нужной идеей в нужное время. По вашим ощущениям, сейчас, в 2013-м году, на этом рынке возможны успешные стартапы?

— Любой успешный бизнес — это оказаться в нужное время в нужном месте с нужной идеей. Задача создателя «стартапа» — понять, что будет нужно людям в будущем и предложить им качественный проект.

— Появится ли когда-нибудь бумажная версия onliner?

— Нет, не появится. В нашем случае это просто не имеет смысла.

— Если бы в эту пятницу вы продали «онлайнер», чем бы занялись?

— Не задумывался, мне нравится то, чем я занимаюсь. Да и продавать «онлайнер» не собираюсь. Но хотел бы попробовать что-то, не связанное с Интернетом. Вот я, например, очень люблю гамбургеры. Но съесть в Минске качественный гамбургер невозможно, все ограничивается «Макдональдсом» и еще парой каких-то непонятных заведений. Но ведь гамбургер — это прекрасно.

Поэтому я бы, наверное, занялся гамбургерами.

Виталий Шуравко Onliner

«Лично меня в Беларуси больше всего раздражает пыль и грязь, наши люди совершенно толерантны к грязи. В автомобиль постоянно летят камни с дороги. Хоть и считается, что Минск — чистый город, но на самом деле это далеко не так. Даже в некоторых африканских странах намного чище, машину моешь раз в месяц, обувь остается чистой. А у нас люди принимают грязь как должное.»

«За прошлый год был в 19 странах и совершил 55 перелетов. Переезжать не думаю: от себя не убежишь. Здесь меня держат друзья, знакомые, мне интересно. А у каждой страны есть свои проблемы. Я бы точно не хотел жить в Европе, но вот Британия, США, ЮАР мне гораздо ближе.»

Фото:
  • Максим Шумилин
+