Режиссер Брийанте Мендоса: «Я хочу показывать действительность в кино настолько близко, насколько это возможно»
16 апреля 2016 Интервью

Режиссер Брийанте Мендоса: «Я хочу показывать действительность в кино настолько близко, насколько это возможно»

+

Если вы не киноман — имя Брийанте Мендоса вам не знакомо, и это нормально. Но филиппинский режиссер, в чьих фильмах люди горят заживо или рубят других людей на куски, обыкновенному белорусу ближе, чем можно подумать. Во-первых, в 2009 году для Филиппин он сделал то же, что и Светлана Алексиевич в 2015 году — для Беларуси. Во-вторых, на наш «Лiстапад» привез снятый по госзаказу фильм: в белорусских реалиях такой превратился в «Мы, братья…», а в филиппинских получил приз экуменического жюри на Каннском кинофестивале.

КТО: обладатель пальмовой ветви Канн за режиссуру («Бойня», 2009)
ПОЧЕМУ: это Светлана Алексиевич филиппинского кино
ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ФРАЗУ: «Я получал письма от людей, недавно посмотревших «Бойню»: некоторые из них боялись выходить из дома»

— Для мирового сообщества вы самый известный филиппинский режиссер. Гордятся ли вами филиппинцы?
— Конечно, они гордятся мной и моими достижениями. Потому что я как режиссер за пределами Филиппин представляю свою страну.

— Но кто для рядового филиппинца известнее, чем вы?
— Боксер Мэнни Пакьяо! Он очень популярен у нас — пожалуй, больше, чем президент. К счастью, у меня и Пакьяо один менеджер (улыбается).

— Вы получили «Золотую пальмовую ветвь» как лучший режиссер с фильмом «Бойня». Филиппинская полиция представлена там как очень коррумпированная структура, так что после Канн некоторые ваши блогеры писали, что вы портите имидж страны… Согласны ли вы с ними?
— Я горд, что сделал этот фильм. То конкретное событие, по которому снята «Бойня», случилось в 60-х: одну филиппинскую знаменитость разрезали на части. Позднее, в 70-х, история повторилась. И когда шли съемки картины, в другой части города произошло то же самое. Да, я показываю другую сторону Филиппин: не туристическую, но настоящую. Я снял правдивый фильм о реальных событиях, и люди должны знать об этом — а я всего лишь инструмент.

— После победы на фестивале власти поздравили вас?
— Конечно. Но, во-первых, в те времена, когда я получил награду, о Каннском кинофестивале знали немногие филиппинцы (а если и знали, то думали, что стать лучшим там несложно). Во-вторых, абсолютное большинство людей на Филиппинах смотрят коммерческое, развлекательное кино. Сотни таких фильмов, которые снимаются каждый год, критикуют власть и показывают ее коррумпированность — но поскольку они сделаны для того, чтобы развлечь публику, а не что-то ей объяснить, отношение к ним соответствующее. Я же постарался сделать свой фильм правдивым, чтобы стало ясно: эта печальная история случилась на самом деле. И это реальность.

— Фильм «Ловушка», который вы привезли в Беларусь на этот раз, был снят при поддержке Министерства природных ресурсов. То, что по госзаказу удалось снять фильм, где есть критика филиппинских властей — и который получил награду в Каннах… Это нормально? Или счастливое исключение из правил?
— Это исключение. Первый раз в Филиппинах министерство спонсировало фильм вроде того, что сделал я. Они хотели снять документально кино о тайфуне, произошедшем в 2013 году. Но у нас люди не слишком-то хотят смотреть документальные картины, так что такая работа могла бы быть бесполезной. И тогда я предложил снять художественную ленту, которая впечатляла бы больше. А что касается критики правительства… Я описывал ровно те события, которые произошли в реальности. Тогда, после тайфуна и цунами, власти медлили, оказывая помощь пострадавшим. И не могли этого отрицать. После того как я закончил фильм, я показал его представителям Министерства природных ресурсов. «Ловушка» им понравилась.

Briyante Mendosa

— Я читала, что вы показывали копию фильма президенту. Что он сказал?
— Я даже не знаю, смотрел ли он его.

— Но пыталось ли министерство диктовать вам, что снимать, а что нет?
— Нет. Это было бы сложно сделать, на Филиппинах у меня есть определенная репутация: я не снимаю коммерческое кино. Представители власти знали об этом, знали свои границы и мои требования: я показываю события такими, какие они есть.

— В ваших фильмах очень много натуралистичных сцен: люди убивают, страдают и умирают на камеру. Почему так натуралистично?
— Я хочу показывать действительность в кино настолько близко, насколько это возможно: как будто вы сидите и наблюдаете все происходящее — или даже участвуете в нем. Тогда и сюжету хочется верить. Это приближает меня к той самой реальной истории.

— Перед полотном Ильи Репина «Иван Грозный убивает своего сына» особенно впечатлительные зрители падали в обморок. Может ли искусство сегодня так же впечатлить человека?
— Я думаю, это должно быть его целью: заставить людей почувствовать что-то. Кажется, от моих фильмов зрители не теряли сознание, но, тем не менее, я получал письма от людей, недавно посмотревших «Бойню»: некоторые из них боялись выходить из дома, картина не отпускала их на протяжении месяцев. Если фильм может взбудоражить и сердце, и голову — это сильное искусство.

— В Национальном конкурсе «Лiстапада» победил часовой фильм с бюджетом около 35 долларов. Какой, на ваш взгляд, должна быть минимальная сумма денег, чтобы хватило на хороший фильм?
— Я верю, что качество фильма никак не связано с количеством денег, на него потраченных. Вся суть в содержании. Когда-то я снял картину «Учитель» за 10 тысяч долларов: о маленькой девочке, которую учат читать и писать. Она получила несколько наград на европейских фестивалях.

Briyante Mendosa

— Что вы думаете о голливудском кино? Во всех кинотеатрах Минска сейчас смотрят фильм о Джеймсе Бонде, а вашу «Ловушку» показали лишь раз в одном кинотеатре.
— Люди во всем мире — и на Филиппинах, и в Беларуси — любят фильмы вроде историй о Бонде. Голливуд умеет развлекать публику очень хорошо и тратит на это много денег. Малобюджетные картины снимаются для меньшинства — но говорят о важных проблемах. И да, для меня важнее не количество, а качество аудитории.

— А сможете ли вы назвать один-два голливудских фильма, которые тоже способны взбудоражить сердце и голову?
— Нелегко развлекать и учить в одно и то же время. Дайте подумать… «Жизнь Пи» Энга Ли и «Повелитель бури» Кэтрин Бигелоу.

+