Сергей Повалишев: «Доменные имена на национальных языках —  здоровый мировой тренд»

Сергей Повалишев: «Доменные имена на национальных языках — здоровый мировой тренд»

+

«Большой» расспросил главу Hoster.by Сергея Повалишева о том, растет ли байнет, как зарабатывают киберсквоттеры и зачем белорусам интернет-адреса на кириллице.

КТО: человек, который знает про байнет больше всех нас вместе взятых
ПОЧЕМУ: потому что сейчас в интернете есть все, даже «Большой»
ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ФРАЗУ: на фразу: «Самый дорогой белорусский домен был продан с аукциона за 250 миллионов рублей»

— Все, что связано с интернетом, в Беларуси долгое время характеризовали словами «взрывной рост». Сейчас можно сказать, что этот рост продолжается?

— Определенно продолжается. С каждым годом в Беларуси растет количество сайтов и интернет-пользователей. Например, в зоне .BY на сегодняшний день зарегистрировано около 120 тысяч доменов, и эта цифра продолжает увеличиваться. Причем больше половины всех доменов были зарегистрированы в последние два года. Вообще, за последние несколько лет доменная зона .BY показала колоссальный темп роста — по этому показателю в процентном соотношении мы находимся на первом месте в Европе.

— Когда бизнес выходит в интернет, фирмы наверняка хотят получить красивые доменные имена. Высокая в Беларуси конкуренция за интернет-адреса?

— Самый дорогой домен в истории Беларуси — это casino.by. Несколько лет назад он был продан за 250 миллионов белорусских рублей, по тем временам это было 30 тысяч долларов.

Конкуренция есть, это хорошо подтверждают аукционы. Кстати, идея того, что домены продаются на аукционах, а вырученные средства идут на благотворительность, — это «фишка» белорусской доменной зоны, нигде в мире больше такого нет. В других странах деньги, вырученные на аукционе, получает либо реестр, либо регистратор.

У нас все началось с того, что три года назад по разным причинам свободно для регистрации стало много очень красивых доменов: casino.by, business.by, book.by, internet.by… Было понятно, что они стоят определенных денег. Эти домены решили заблокировать и провести аукцион, а все вырученные средства направить в детские дома. За три месяца аукционов было собрано около сотни тысяч долларов, а эту практику решили продолжить. Теперь все доменные имена, которые истекли и не были вовремя продлены, отправляются на открытые торги. За всю историю аукционов было собрано более двух миллиардов рублей, их отправили в четырнадцать детских домов по всей стране.

— А что, если домен совпадает с названием бренда? Владельцы бренда его покупают или забирают через суд?

— Если домен свободен, представитель бренда просто обращается к нам и регистрирует домен в обычном порядке. Если же он уже кем-то занят, можно связаться с владельцами доменного имени. Если с ними не получится договориться — тогда компании стоит обратиться в суд, который подтвердит ее права на домен. В Беларуси случаются такие истории с судебными разбирательствами. Правда, еще больше случаев, когда дело не доходит до суда, а решается полюбовно. Для компании бывает проще заплатить киберсквоттеру (человеку, который заранее занял доменное имя, чтобы заработать. — Прим. «Большого»), чем решать вопрос через суд.

— А много доменов занято сквоттерами?

— Киберсквоттеры бронируют интернет-адреса, которые совпадают с названиями торговых марок. Есть еще домейнеры, они занимают просто красивые имена, созвучные со словарными словами. Как правило, и те и другие просто регистрируют домен и не размещают там сайт. Мы проводили исследование, чтобы выяснить, какой процент доменов в байнете не используется. Получилось около 30%. Это не так много, больше двух третей всех доменов все-таки занято сайтами.

Что касается самих сквоттеров и домейнеров — есть физлица, которые зарегистрировали около семисот доменов. Можно даже подсчитать их расходы. Текущая стоимость домена — 10 долларов в год. Если умножить 10 долларов на 700 доменов, получится, что годовые затраты этого человека — 7 000 долларов только на поддержание доменной базы. Но поскольку люди от данного «бизнеса» не отказываются, очевидно, что для них это выгодно. Когда же у них происходит сделка, они обязаны написать письмо регистратору для переоформления домена. И мы видим, что некоторые из них регулярно приходят к нам и пишут заявление на смену владельца — значит, этот бизнес живет.

Сергей Повалишев, директор hoster.by, о белорусском интернете

— Сейчас активно развивается доменная зона .БЕЛ. Зачем она нужна? Разве белорусам тесно в .BY?

— Домены .БЕЛ — это не какая-то белорусская придумка. Появление доменных зон на национальных языках — мировой тренд. Причем это касается не только стран с кириллицей, но и Японии, Китая, Индии, арабских государств… К примеру, российская кириллическая зона .РФ пользуется сейчас огромным успехом.

Домены на национальных языках — нормальный, здоровый тренд для маркетинга и бизнеса. Если брать нашу страну, далеко не все владеют иностранными языками. Людям старшего поколения набирать на кириллице проще, понятнее и привычнее. К тому же домены на кириллице легче воспринимаются на слух.

Мы позиционируем зону .БЕЛ не как аналог .BY, а как ее дополнение. То есть если у вас есть домен в зоне .BY, никто вам не мешает приобрести аналогичный домен в зоне .БЕЛ и использовать два адреса для одного сайта. Кириллический домен делает доступ к сайту более простым с точки зрения запоминания и написания, дает возможность делать классную наружную рекламу и рекламировать сайт на понятном пользователям языке. На латинице привычные красивые слова порой превращаются в нечитабельную абракадабру, в кириллическом адресе пользователь точно не ошибется.

— На каком этапе сейчас регистрация в зоне .БЕЛ?

— Сейчас идет этап приоритетной регистрации — подать заявку на домен могут владельцы товарных знаков и фирменных наименований. Коммерческие организации прислали уже более 700 заявок, и есть домены, на которые претендует больше одного заявителя. Также мы приняли уже около 6 000 заявок от госорганизаций. Этот этап закончится 31 мая, и мы уверены, что в Беларуси еще немало брендов, которые захотят запрыгнуть «в последний вагон».

Следующей стадией станет этап благотворительных аукционов. Он продлится четыре месяца, до 30 сентября. На аукционах будут выставлены самые звучные и красивые домены на русском и белорусском языках.

После аукционов начнется этап открытой регистрации. Но здесь есть нюанс: любой, кто не хочет дожидаться открытой регистрации какого-либо домена, может подать заявку и выставить его на аукцион. В этом случае имя, вероятно, обойдется дороже, но будет больше шансов, что его не перехватят сквоттеры или конкуренты.

А вот с 1 октября будет открыта свободная регистрация: любой желающий сможет подать заявку, оплатить ее в интернете — и через считаные минуты домен начнет работать.

 

+