18+

Сергей Вайнилович: «Наша социальная ответственность в том, чтобы все игроки рынка максимально «гигиенично» относились к торговле»
27 февраля 2018 Интервью

Сергей Вайнилович: «Наша социальная ответственность в том, чтобы все игроки рынка максимально «гигиенично» относились к торговле»

+
Журнал «Большой» и бренд Chivas продолжают встречаться с людьми, которые не только успешны в своей деятельности, но и, зарабатывая деньги, стараются делать мир лучше.

Сергей Вайнилович
Бизнес, связанный с прямым контактом с потребителем — априори социально ответственный. А работа в режиме онлайн эту ответственность только увеличивает, поскольку человек выбирает товар заочно и нередко — с завышенными ожиданиями. Насколько востребованы в Беларуси онлайн-гипермаркеты и за какими видами торговли будущее, «Большой» узнал у совладельца и управляющего интернет-магазином 21vek.by Сергея Вайниловича.

— Когда вы начинали свой бизнес, в сфере предпринимательства считалось престижным открыть СТО или возить продукты питания в Россию и обратно. Не боялись нового направления или изначально рассматривали интернет-магазин как просто попытку закалиться в бизнесе?

— Я тоже в старших классах, грубо говоря, «сникерсы» возле метро продавал, а в университете решили с товарищами привести наши начинания к какой-то общей структуре, чтобы понять, чем мы занимаемся. Появилась идея продавать бытовую технику: на тот момент набирали большую популярность микроволновые печи, которые становились обязательным предметом на любой кухне. Мы знали, чего хотим, но не знали, как продвигаться, поэтому давали объявления в очень популярную в те времена газету «Из рук в руки» и параллельно, на всякий случай, открыли сайт, где начали предлагать свои услуги. В интернет-продвижение мало кто верил: думали, что этот проект будет приносить максимум 10 % от оборота. Но уже первый день работы показал, что мы заблуждались: сайт принес значительно больше пользы, чем объявление в газете. В тот период мы были старшекурсниками и особенно не думали о каком-то масштабе, потенциале бизнеса. Все, на что были направлены амбиции в тот период, это заработать деньги на выходной день, на какую-то бюджетную турпоездку. О построении глобальной империи никто из нас не задумывался. Мы интуитивно сфокусировались на интернет-бизнесе, наверное, потому, что конкуренция 13 лет назад в этом сегменте была значительно ниже.

Сергей Вайнилович. 21vek.by

— Но тогда и Интернетом пользовалось не так много людей — бытовую технику покупали преимущественно через офлайн-точки…

— Причем большой популярностью у потребителя пользовались точки на модных в то время рынках — на стадионе «Динамо», в Ждановичах. Рынки для честных продавцов были самыми нелюбимыми конкурентами: здесь хватало так называемых серовозов, контрабандистов. Сейчас, к счастью, многие сектора отпали: например, привезти сегодня холодильник из Польши уже неактуально, а раньше было очень модным явлением. Конечно, айфоны по-прежнему можно заказать в США или Лондоне, но за стиральной машиной или, не дай бог, тумбочкой никто уже не ездит — даже для себя, не говоря о перепродаже.

Безусловно, сейчас остались сильные конкуренты из офлайн-торговли, которые работают легально, но даже они (довольно известные магазины по продаже бытовой техники) стараются делать фокус на интернет-продажах. Я к этому нормально отношусь: порядочные конкуренты — двигатель прогресса, развитие рынка. Интернет-торговля — сама по себе очень большой пирог, и, прежде чем его делить, нужно его сначала испечь. А мы сейчас на такой стадии, что его еще в духовку не поставили — все только начинается.

— Наше население все же пока больше привыкло к «тактильным» покупкам. Яркий пример: как только наступает очередной кризис — в первую очередь бытовую технику сметают с прилавков магазинов, поскольку важно товар потрогать, проконсультироваться с продавцом. Такая ментальность долго еще будет нам присуща?

— Нагрузка на интернет-магазины в те периоды тоже была приличной, но не стоит забывать, что сегодня на всю долю розничного оборота офлайновых сетей приходится порядка 95 % рынка — от продажи хлеба до реализации автомобилей. Но при этом цифра в таких группах товаров, как холодильники, телевизоры, ноутбуки постоянно растет в пользу онлайна. Постепенно меняется мировоззрение, люди старшего поколения пользуются Viber, WatsApp, Skype, а для этого им нужен смартфон, который довольно часто приобретают у онлайн-ретейлеров. Если возвращаться к аналогии с пирогом, потребители сами помогают закладывать его в духовку.

— В будущем все будет построено на онлайн-продажах?

— Не все товарные группы легко реализовывать через Интернет — всегда будут какие-то ограничения. Какие-то страны не будут продавать сигареты, спиртные напитки, много вопросов по онлайн-продаже топлива, медикаментов. Невозможно представить продажу через Интернет ювелирных изделий с драгоценными камнями — очень высоки риски, связанные с подделкой, доставкой товаров. Пока не представляю возможным исключить такой сегмент, как «магазин у дома»: допустим, какой-то небольшой процент того же стирального порошка будет представлен в интернет-магазинах, но его доставка нецелесообразна — его проще приобрести в магазине возле дома. Хотя говорить о каких-то тенденциях через длительный промежуток времени сложно.

— Успеем ли мы дожить до времен телепортации?

— По сути, существующий 3D-принтер не что иное, как телепортация. Лет 5 назад, проходя обучение на курсах MBA, я поспорил с руководителем крупного офлайн-магазина строительных материалов, будут ли со временем обычные пластиковые ведра продаваться в Интернете. Ведь этот товар, как и мусорная корзина, очень дешевый, соответственно, высоки издержки по его хранению и доставке, и купить в магазине его проще, чем заказать онлайн. Наш спор разрешил подошедший айтишник: «Лет через 10 пластиковые ведра мы будем печатать на 3D-принтере, а модель ведра купим в Интернете». Вот вам и телепортация.

—Не так давно в обществах по защите прав потребителей фактически каждая вторая оставленная жалоба касалась недобросовестной работы интернет-магазинов: не выдавали чеки, гарантийные талоны, привезенный товар не соответствовал заявленному и т. д. Сейчас ситуация поменялась?

— За 13 лет сталкивались с разными ситуациями, и в некоторых вопросах я прекрасно понимаю потребителей. Виной тому и серые пятна в виде ряда нелегальных продавцов, и отсутствие на начальных стадиях четких норм законодательства. Это все снижало ответственность перед потребителем. Где-то была вина продавца, где-то — поставщика, в некоторых вопросах могла идти речь о потребительском экстремизме. Хотя, если в этих вопросах сравнивать белоруса и, скажем, американца, никакого экстремизма у нас нет. Белорусский потребитель в принципе очень мягкий — достаточно посмотреть, с каким усердием он возвращает банкам кредиты. Безусловно, я во многих случаях на стороне потребителя. Мы вместе росли и развивались, точно так же, как проходили совместный путь с чиновниками, отвечавшими за интернет-торговлю.

совладелец и управляющий интернет-магазином 21vek.by Сергей Вайнилович

— Насколько ваш бизнес социально ответственен?

— Есть два направления социальной ответственности, за которые надо отвечать. В первую очередь мы ответственны перед потребителями, среди которых есть, допустим, молодые мамы, чьи возможности с точки зрения покупок достаточно ограничены — не всегда получается сходить в магазин за стиральным порошком или подгузниками. Особенно если такая мама живет на периферии и устраивающий ее товар есть только в одном магазине или его вообще нет в городе. Наша социальная ответственность заключается в том, чтобы доставить товар, к которому потребитель привык, в любую точку, причем по максимально конкурентной цене.

Второй момент: мы все-таки относим себя к флагманам интернет-торговли, и наша социальная ответственность заключается в том, чтобы все игроки рынка максимально «гигиенично» относились к торговле. Для этого надо показывать хороший пример: дать понять, что за все можно рассчитываться пластиковой картой, можно получить рассрочку, другие бонусы. Мы даже периодически публикуем суммы уплаченных нами налогов, чтобы показать, что играем по установленным правилам. Наш магазин предлагал еще больше ужесточить правила ведения торговли в интернете, а именно указывать на каждой странице товара актуальный сертификат. Чтобы покупатель знал, что продаваемый нами IPhone сертифицирован здесь, а не привезен из Лондона или Нью-Йорка. Да, гаджет в ту же секунду подорожает на 20 %, но бизнес должен быть честным, и продавец должен отвечать за свой товар.

— Ваша компания участвует в благотворительных проектах?

— Как и большинство компаний, мы к этому вопросу подходим более ситуативно. Для системного подхода этот вид деятельности надо развивать профессионально: в частности, понимать, что каждое ежемесячное перечисление средств дает тот эффект, которого ты ожидаешь. Тем не менее периодически придумываем интересные ходы: например, с 2017 годом поздравили своих партнеров не стандартным подарочным набором, а открыткой. Не простой, а нарисованной детьми из детских домов. Во-первых, подарок неожиданный, во-вторых, все средства, которые мы планировали потратить на подарки партнерам, перевели на счета этих детских домов. Наши партнеры оценили эту идею, особенно она пришлась по душе крупным производителям и партнерам с мировым именем. В офисах таких компаний в целом не принято принимать подарки, а вот открытка, да еще с такой сильной идеей — другое дело.

Постепенно меняется мировоззрение, люди старшего поколения пользуются Viber, WatsApp, Skype, а для этого им нужен смартфон, который довольно часто приобретают у онлайн-ретейлеров

— Готовы ли вы с выходом Декрета № 8 «О развитии цифровой экономики» принимать оплату биткоинами?

— Дело не в готовности — начать это можно было и до выхода декрета: есть стартапы и компании, которые без проблем это делают на уровне WebMoney и Яндекс.Деньги. Допустим, мы обслуживаем в месяц 50–70 тысяч клиентов, и двое из них готовы рассчитаться биткоинами… И что, делать PR на пустом месте, показывая, что шагаем в ногу со временем? Лучше бизнес строить на более смыслосодержащих акциях и кампаниях. Биткоин сегодня все-таки больше известен как средство накопления и трейдинга, а не средство потребления или расчета. Поэтому мы об этом пока не думаем — внедрить оплату криптовалютами можно за несколько секунд. А вообще, криптовалюта — штука интересная. Когда я готовил речь для выступления перед сотрудниками компании на новогоднем корпоративе, хотел сказать, что в этом году быстрее нас рос только биткоин. Хорошо, что перед выступлением посмотрел курс: он значительно упал, пришлось строку из речи убирать (улыбается).

— У ваших сотрудников хороший социальный пакет?

— Что касается социальных пакетов, то мы предпочитаем все вкладывать в вознаграждения, чем платить за спортзалы, в которые потом ходит лишь каждый десятый сотрудник. Крутые соцпакеты были придуманы айтишными компаниями, где, безусловно, очень высокая конкуренция за человеческий ресурс. Но мы тоже боремся за каждого нашего сотрудника: сегодня вознаграждения в нашей компании максимально соответствуют рынку плюс ко всему мы не только поддерживаем материально, но и в первую очередь предлагаем интересную работу, возможность экспериментировать и, конечно, развиваться — мы готовы предоставить все варианты для обучения. Это можно делать только на практике, поскольку в Беларуси пока нет факультета по e-commerce, и, наверное, в ближайшем будущем он не появится. Дай бог, чтобы мы хотя бы программистов нормально учили.

— Времени на отдых у вас хватает?

— Я, как и любой предприниматель, вообще не провожу грань между отдыхом и работой. Безусловно, в отпуске бываю, но ни разу за 13 лет не было такого, чтобы я уехал без ноутбука. Один раз я отсутствовал в офисе 10 дней, главный бухгалтер мне написала, что зайдет подписать какие-то бумаги. Она удивилась, что я так давно уехал; все эти дни мы вели переписку в штатном режиме. Первым делом, когда я куда-то прилетаю, ищу сим-карты всех операторов и забочусь о том, чтобы у меня был достойный Интернет на протяжении всего отпуска.

Что касается хобби, люблю все, что связано с высоким уровнем адреналина: чем опаснее, тем интереснее. Просто кататься на лыжах — так себе удовольствие, фрирайд по вулканам на Камчатке — уже интереснее. А если что-то пошло не по плану, случается какая-то нестандартная ситуация — просто класс! Уровень стресса и вкус послестрессия — главное, что доставляет удовольствие.

У меня есть Harley Davidson, я член клуба этого бренда. В прошлом году состоялся мой дебют на яхте в роле главного шкипера — это когда нужно управлять судном самостоятельно, без учителей и капитанов. Просто катание скучно, а когда на тебе дополнительная ответственность — другое дело.

Фото:
  • Максим Шумилин
+

Вам срочно нужна квартира на сутки в Барановичи? Не переживайте, наш сайт предоставляет вашему вниманию множество отличных предложений, чтобы Вы смогли максимально быстро и выгодно, а главное, без посредников снять квартиру в Барановичах. Более детальную информацию вы можете получить на нашем сайте: sutkibaranki.by

OOO «Высококачественные инженерные сети» осваивает новейшие технологии в строительстве инженерных сетей в Санкт-Петербурге. Начиная с 2007 года, наша компания успешно реализовала множество проектов в области строительства инженерных сетей: электрическое обеспечение, водоснабжение и газоснабжение. Более подробная информация на сайте: http://spbvis.ru/