Бизнесмен Виктор Лобкович: «Бизнес-процессы везде одинаковы»
10 декабря 2012 Интервью

Бизнесмен Виктор Лобкович: «Бизнес-процессы везде одинаковы»

+

Виктор Лобкович уже который год с гордостью несет знамя белорусской косметики в Беларуси и за рубежом, параллельно успевает заниматься продюсированием различных проектов на телевидении и в кино. Бизнесмен рассказывает «Большому» о своем пути, а также говорит, почему успеха добивается только тот, кто работает.

«Большая» справка
Виктор Лобкович — председатель правления парфюмерно-косметической фабрики «Модум», генеральный продюсер «Первой КиноВидеоКомпании», 45 лет. Родился в Минске. Вырос в микрорайоне Серебрянка. Окончил Институт народного хозяйства (сегодня — Экономический университет). В 1996 году пришел в фирму «Модум», на тот момент это была небольшая (работало восемь человек), ничем не примечательная компания. Сегодня — председатель правления компании «Модум». Штат — 350 человек.

057

— Когда и почему именно косметика, а не производство колбас или стройматериалов положило начало вашему бизнесу?
— Начало бизнесу положил случай. После окончания в 1991 году Института народного хозяйства я попал на работу сначала в один из минских НИИ, а затем в частную компанию, где занимался разработкой программного обеспечения для бухгалтерского учета. В результате одной из сделок нам по бартеру досталась фура огуречного лосьона, который мы быстро реализовали с 1000%-ной прибылью, хотя изначально даже не представляли, что с этим добром делать. В период сухого закона, талонов на водку и тотальной инфляции этот спиртосодержащий продукт оказался очень востребованным среди пьющего населения страны.
Именно в этот момент с группой единомышленников мы поняли, что зарабатывать деньги можно не только на программном обеспечении, но и на обеспечении народонаселения средствами гигиены и косметики. Впоследствии я пришел в компанию «Модум», где и работаю по сей день.

— Приходилось ли вам самому смешивать пахучие компоненты с целью создать новый неповторимый аромат, готовый составить конкуренцию домам Мияки и Живанши?
— Моя компания не занимается парфюмерией. То есть духами, туалетной водой… мы занимаемся косметикой — это немного разные вещи. Поэтому мне не приходилось, как главному герою романа Зюскинда, смешивать ароматы, хотя изучить и постигнуть этот процесс однажды довелось. Для этого я взял отпуск за свой счет и месяц проработал на одном из наших дочерних предприятий, пройдя за это время короткий путь от грузчика до мастера производства. Технологического и химического образования у меня нет, но алгоритмы процесса за тот короткий срок были усвоены мной как «Отче наш».

В шоу-бизнесе нужно иметь вкус. Если у вас он есть и вы умеете вести бизнес — то и в шоу-бизнесе не пропадете.

— Когда бизнес налажен, развивается и приносит стабильные дивиденды, наверное, у каждого возникает желание заняться чем-то другим. Смею предположить, что именно по этой причине вы стали продюсером и подарили белорусскому телезрителю такие передачи, как «Фактор смеха», «Зал ожидания», «Кухня», «Обмен женами».
— Да, конечно же, когда мы в 2004 году полностью построили предприятие. Когда были полностью налажены производственные и бизнес-процессы внутри компании «Модум», высвободилось достаточно много свободного времени, тратить которое впустую было бы непозволительной ошибкой. Поэтому в 2005 году вместе с Вадиком Галыгиным и Артуром Джанибикяном был создан «Комеди-клаб Минск-стайл», где я стал руководителем и генеральным продюсером. Общение, работа и обучение у этих людей дало толчок к дальнейшим телевизионным проектам.

А «Фактор смеха», «Зал ожидания», «Кухня» — это уже производная от того, с чего все это начиналось.
Бизнес-процессы везде одинаковы. Будь то парфюмерия, будь то шоу-бизнес. Единственное, что их отличает, — это задействованные там люди.

— Вы можете конкретизировать это отличие?
— Большое отличие. В шоу-бизнесе нужно иметь вкус. Если у вас он есть и вы умеете вести бизнес — то и в шоу-бизнесе не пропадете.

056

— Простой обыватель склонен считать продюсеров злодеями, паразитирующими на таланте исполнителя. Свидетельством тому леденящие души домохозяек сюжеты российских каналов, где артисты и продюсеры проклинают друг друга на чем свет стоит. Хотелось бы услышать ваше мнение на этот счет. Продюсеры — они ангелы или демоны?
— Хороший вопрос. Ангел или демон продюсер? Прежде всего, он такой же человек, как и все остальные. С одними приходится быть херувимом, с другими изображать из себя Люцифера. Все зависит от конечной цели — чего именно желаешь добиться.

Я не склонен к тирании и перекладыванию общих неудач на плечи других. А неудачи иногда случаются. Лучше всем вместе собраться, проанализировать и разобрать ошибки. Решить, как избежать их в дальнейшем и исправить сегодняшние.

Все зависит от внутренней культуры человека, каков он есть на самом деле. Поэтому обобщающих характеристик продюсера нет. Он обычный человек, ведущий обычный бизнес.

— Известно также, что проект КВН Первая лига Беларуси также входит в сферу ваших культурно-деловых интересов. Не многовато ли? Как вам удается работать во всех этих направлениях?
— Первая лига КВН Беларуси и Комеди клаб, они как бы находятся по разные стороны баррикад, но при этом в одном юмористическом информационном поле и совсем друг другу не мешают. Не многовато ли? Абсолютно нет. Главное — расставить профессионалов по своим местам, дать им конкретную цель и контролировать работу. Тогда это отнимает совсем не много времени.

Главное — расставить профессионалов по своим местам, дать им конкретную цель и контролировать работу

Можете удивляться, но у меня существует еще одно направление в бизнесе — ресторанное. «Дежавю» — это ресторан советской и домашней кухни. Он существует относительно недавно, три года, и является детищем моим и моих единомышленников, носивших когда то пионерские галстуки и комсомольские значки. «Дежавю» — это дань памяти нашему счастливому детству и той эпохе, как бы мрачно ее ни описывали сейчас.

— Кулинарную направленность и дизайн своего детища тоже разрабатывали сами?
— Да, полностью — кухню, дизайн, название, меню — я разрабатывал сам. Не знаю, хорошо это или плохо, но ресторан находится в том здании, из которого управляется основной бизнес «Модума», и в этом есть определенные удобства. В этом ресторане я бываю каждый день, общаюсь с посетителями, со многими из них знаком, сюда приезжают люди изо всех уголков Минска… Здесь душевно и уютно не только мне. Среди скульптур, картин, фотографий членов Политбюро ЦК и других артефактов советской эпохи на полочке есть полное собрание корифеев марксизма, за чтением которых можно скоротать ожидание заказа.

— Я не думаю, что чтение какого-нибудь «Анти-Дюринга» добавило бы лично мне аппетита, но раз уж заговорили о книгах, ответьте на такой вопрос. Не так давно вы приложили руку и к литературно-издательскому процессу. Есть ли на ресторанной полочке ваша книга?
— Безусловно. Книга, и даже две, они написаны в соавторстве с моими друзьями — писателем Андреем Остроумовым и сценаристом Олегом Сухамерой под псевдонимом Эндрю Олвик.

054

— Почему такой странный псевдоним?
— Все просто. Эндрю — Андрей, ОЛ — Олег, ВИК — я, Виктор Лобкович. С этими ребятами мы уже написали две книги, первая — «Следы Апостолов», вторая — «Достояние нации». и сейчас совместно с «Беларусьфильмом», телеканалом ОНТ и «Первой КиноВидеоКомпанией» мы снимаем фильм по первой книге «Следы Апостолов».

— Фильм так и будет называться?
— Да. Хотел бы сразу отметить, этого бы не произошло, если бы не три замечательных события. Во-первых, книга, которую мы написали, понравилась многим читателям, в том числе и работникам канала ОНТ, в частности председателю компании Григорию Киселю, который и предложил «Беларусьфильму» снять по этой книге кино. Директор киностудии Олег Сильванович поддержал идею, и мы приступили к подготовке. На протяжении полугода мы писали сценарий, занимались поиском натуры, другой рутиной и вот сейчас вышли на финишную прямую. Сейчас уже начался съемочный период.

— Написание сценариев очень сильно отличается от создания художественных текстов. Сценарий делали своими силами или привлекали к этому делу профессионалов?
— Сценарий полностью написал Олег — мой соавтор по книге. Так что обошлись, можно сказать, своими силами… Уникальность фильма в том, что он впервые будет снят согласно новому закону о кинематографии. Это значит, что впервые будут использованы человеческие интеллектуальные ресурсы только граждан Беларуси. Режиссер Сергей Талыбов — белорус, вся съемочная группа — тоже белорусы.

Не представляю, что могу проснуться в 9 утра и буду сидеть дома и ничего не делать. Потому что это грустно, нудно и не нужно.

— Кто будет исполнять главные роли в фильме? И каков его жанр?
— Все роли будут исполнять белорусские актеры. Это будет приключенческий боевик. Я думаю, что когда фильм выйдет на экраны, он понравится зрителю, и мы ожидаем от него… что хоть это и первый блин, комом он не окажется.

— Когда фильм выйдет на экраны?
— Фильм выйдет на экраны весной или летом следующего года. Все зависит от плана маркетинговых и промо-мероприятий.

— Чем еще наполнена ваша жизнь?
— Моя жизнь наполнена работой. Я не представляю себя без нее, не представляю, что могу проснуться в 9 утра и буду сидеть дома и ничего не делать. Потому что это грустно, нудно и не нужно, прежде всего, мне самому. Мне сейчас 45 лет. Много я сделал, но много нужно успеть еще сделать. Прежде всего для своей семьи. У меня подрастает доченька — ей только 3 года. Старший сын женился. Средняя дочка поступила в Англии в колледж.

— Существует ли что-нибудь такое, что вам не по силам?
— Ну, конечно. Как и любому другому человеку. Я не могу поднять над головой штангу весом 150 килограммов, не могу родить детей, потому что мужчина, но, то, чего хочу, я добиваюсь и иду к этой цели. Главное — ее поставить, и чем она неожиданнее и недостижимей, тем сильнее азарт. Можно, конечно, проиграть, но кто не рискует — тот не пьет шампанского.

Текст:
  • Маркус Ламм
Фото:
  • Александр Коршунов
+