«К полюсу холода — на Geely». Часть тринадцатая. Стокгольмский синдром, или Вся правда о Geely Emgrand X7
19 марта 2015 Мир

«К полюсу холода — на Geely». Часть тринадцатая. Стокгольмский синдром, или Вся правда о Geely Emgrand X7

+

Пройдя 24 000 км, экипаж совместного проекта журнала «Большой» и auto.tut.by делится своими впечатлениями об автомобиле Geely Emgrand X7. За полтора месяца жизни в этой машине можно ее возненавидеть — или полюбить?

1316

Часть первая: техника и сборы
Часть вторая: Минск — адский холод — Красноярск
Часть третья: Веселый Молочник, лучшие люди и лучшая рюмочная Красноярска
Часть четвертая: Байкал, я люблю тебя
Часть пятая: «Дорога в ад», на деле – в рай. Тында – Якутск
Часть шестая: шаманы, тюнинг автомобиля и Якутск
Часть седьмая: Якутск — Оймякон
Часть восьмая: Оймякон
Часть девятая: Трасса «Колыма»
Часть десятая: Магадан — Байкал
Часть одиннадцатая: Байкал
Часть двенадцатая: Байкал — Минск
Часть тринадцатая: Стокгольмский синдром, или Вся правда о Geely Emgrand X7

Перед стартом я боялся Emgrand X7 словно черт ладана. Пусть, думаю, на ней исполкомовцы ездят, я-то тут при чем. Поэтому изо всех сил пытался взять в проект автомобиль Peugeot белорусской сборки, хотел ехать именно на машине «Зроблена ў Беларусі». Но с Peugeot не сложилось, с Geely поначалу тоже: в отделе маркетинга на меня смотрели как на тихо помешанного человека.

— Куда? На полюс холода? В Оймякон? — в глазах читалось, что еще чуть-чуть — и вызовут «скорую», со всеми моими доводами тактично соглашаясь. Но Алексей Кричмар проникся — спасибо, Алексей! Поверил, пролоббировал — и вот я выезжаю из ворот завода на Emgrand X7. Ощущения: тихий ужас. Странная посадка, странная настройка мотора, валкость в поворотах. На полпути между Борисовом и Минском готов был поворачивать обратно. Какой Оймякон? Тут бы до дома доехать: очень непривычная машина.

r-224

Но! Взялся за гуж, не говори, что не дюж, поэтому воют северные ветры, и мы делаем тысячу за тысячей километров за рулем Emgrand X7. С каждой тысячей километров менялось мое отношение к этому продукту. И здесь позвольте сделать небольшое лирическое отступление. Первые контакты с автомобильным «Китаем» не вызывали ничего, кроме ужаса: это было лет 10 назад. Потом я начал ездить на мотоциклах M1NSK, собранных из разных комплектующих, но преимущественно китайских. На модели M1NSK C4 250 прошел за сезон около 7000 км: ни одной поломки, хотя ездил на убой, пытаясь технику сломать. Сделал «Железную задницу», а это сутки работы мотора на максимальных оборотах: и ничего, работал белорусско-китайский аппарат, не сломался. Вообще ни одной поломки!

22

Потом был M1NSK D4 125. На нем проехал немного, но достаточно, чтобы убедиться: все китайское работает, а поломки — на совести белорусских рабочих. Когда на ходу отваливается плохо прикрученная лапка переключения передач, это кто делает плохое качество, китайцы? Или белорусские рабочие, которые ее не прикрутили?

11

Белорусам давно пора снять розовые очки, избавиться от иллюзий и рассказать друг другу следующий анекдот.

У Федора Бондарчука спрашивают:
— Федор, как вы относитесь к творчеству Феллини?
— Снимаю шляпу!
— Федор, мы знаем, что вы снимаете. А как вы относитесь к творчеству Феллини?

Аналогично с нашими механизмами: почему китайский Cummins работает без проблем, а белорусский ММЗ через пень-колоду? Почему все наработки советской конструкторской школы слывут легендарными механизмами, трактор МТЗ 80/82 тому пример, а продукты современного белорусского инжиниринга вызывают только головную боль? Одна новая модель белорусских тракторостроителей носит индекс «ДВ», инженеры по гарантии расшифровывают как «Достал Всех».

r-225

Пора признать: система, в которой зарплата рабочего выше зарплаты инженера-конструктора, способна прожить 15–20 лет на советских достижениях, а дальше упереться в тупик. В нем, в этом тупике, — признание факта, что белорусы годятся только на то, чтобы клеить наклейки Horizont на китайские телевизоры. Чтобы собирать мотоциклы M1NSK из китайских комплектующих. Чтобы собирать автомобили Geely методом крупноузловой сборки — и, черт возьми, если бы его спроектировали и создали белорусы, этот автомобиль был бы хуже! В Оймякон точно без поломок не доехал бы. А так — едет, жужжит. Поэтому нужно здраво смотреть на вещи и понимать, что «культура риса» шагает по планете: азиаты давно теснят Запад по всем фронтам, и автомобилестроение не исключение. Белорусам нужно было сдаваться сильным мира сего еще в середине 90-х, когда были контакты МАЗа с MANом и другие интересные проекты. А сейчас нужно сдаваться в любом случае и сдаваться хоть кому — причем китайцы далеко не худший вариант.

r-333

К слову, о Geely. Geely — это 10 заводов на территории Китая и 8 сборочных производств по всему миру. У холдинга 3 научно-исследовательских центра в Китае, Швеции и Австралии плюс 4 дизайн-бюро в Барселоне, Гетеборге, Калифорнии и Шанхае. Geely купила бренд Volvo со всеми потрохами, сейчас активно вытягивает из него технологии и людей, и в перспективе эта марка выглядит очень неплохо. Вспомните, что говорили о корейских брендах 10 лет назад — и где они сейчас. Автомобили, что собираются в Борисове, для концерна позавчерашний день. Поэтому вместо того, чтобы надувать щеки и быть выше «отсталого Китая», лучше думайте о том, чтобы китайцы здесь обосновались по-человечески. По-человечески — это так: Volkswagen в Калуге открыл «автомобильный факультет» в местном университете, и что мешает наших ребят из БНТУ привлекать активнее к наработкам Geely? Стажировки в Китае, Швеции — так, глядишь, снова восстановим инженерно-конструкторскую школу. Главное — не забыть в графе «зарплата» дать интеллектуалу соответствующую оценку. А иначе никак, тупик: без сотрудничества с мировыми лидерами многие наши проекты можно закрывать уже сейчас. Да, в Сибири много МАЗов, но еще больше китайских грузовиков. Да, много тракторов МТЗ, но еще больше китайских малогабаритных тракторов. Мотоциклы «Минск» уже почти полностью китайские, так это пошло им на пользу! Еще бы исключить в них фактор белорусских рук, которые криво прикручивают рычаг переключения передач, а потом пишут на форумах: «Они что, хотели, чтобы мы за такую зарплату работали?», было бы совсем хорошо. Жестко, но правда: китайцы сейчас работают лучше и дешевле белорусов.

А работать нужно за любую зарплату: у нас вся страна сейчас стоит по выражению китайских философов, «на грани большого шухера» — именно так наша кали-юга записана у Ванги, я сверял. После этого большого шухера половина страны будет стоять с табличками «Готов на любую работу». И это нужно понимать, а не комментировать: «Китай — плохо», потом идти на завод и отвратительно делать свою работу.

Радоваться надо, что хоть кому-то не страшно инвестировать в нашу страну, и инвестор куда интереснее иранских братьев из Samand. Поэтому давайте лучше вместе учиться у китайцев технологиям, знаниям, умению работать — работать так, чтобы времени на комментарии не оставалось. И только тогда есть шанс выжить всей страной, сохранив рабочие места.

Да, и сейчас все плохо, но куда вы пойдете, когда половина населения останется без работы? Как будете семью кормить?

r-190

r-189

Понимаете, я только что оттуда, где брошенные поселки и брошенные города. И чтобы у нас такого не повторилось, нужно цепляться за любую возможность, цепляться за всех: за Geely, за Foton, Dongfeng, за всех — если Mercedes-Benz и BMW нам не доверяют. Мы упустили Ford, Toyota, Nissan, Renault. Все эти концерны рассматривали Беларусь как площадку для своих заводов, но не судьба. Поэтому нужно работать с тем, что есть. Каждый кулик свое болото хвалит, только белорусы — чемпионы мира по нытью: все наше плохо, родите меня заново в другой стране.

Что-то я отвлекся. Главное, что хотел сказать: золотой век нашей экономики прошел, и если китайцы в Борисове смогли трудоустроить какое-то количество рабочих и администраторов, построили завод, то низкий им поклон, давайте все качественно прикрутим и продадим в Россию и, конечно, пересадим на эти машины госаппарат. Чиновников любого ранга можно пересажать, если не в КПЗ, то на автомобили Geely — точно. Неплохой был бы пиар-ход от министра промышленности: друзья, я езжу только на Geely. Но о таком шаге пока информации нет.

Автомобили Geely для белорусов как Стокгольмский синдром: мы все в заложниках, ничего не изменить, поэтому я предлагаю ненависть к захватчику сменить на симпатию, извлечь из этих отношений максимум пользы.

В ответ хочется видеть от китайцев следующие шаги: сварку кузовов, обучение наших инженеров, локализацию производства и далее по списку.

r-101

Ладно, о машине. Что ждет дрожащего от страха главу администрации района, если его вдруг пересадят на Geely Emgrand X7?

IMG_1198

Ему нужно будет признать, что интерьер у Geely получился неплохой: не будем вспоминать конкурентов всуе, но по качеству отделки белорусский китаец лучше. И дизайн недурен.

IMG_1192

Водителя нашему мифическому председателю исполкома нужно искать невысокого: мой рост — 177 см, и это предел по продольной регулировке сиденья. Помните спич несколькими абзацами ранее? Уверен, что интеллектуальным инженерным кадрам Беларуси вполне по силам спроектировать и выпустить удлиненные салазки, чтобы с двухметровым ростом за рулем было удобно. Посадка водителя специфическая, китайская: сидишь высоко, словно на втором этаже. И это касается почти всех китайских автомобилей, у них у всех так. Поначалу кажется, что сидеть водителю неудобно: по пути из Борисова в Минск я с тревогой думал, что вернусь из путешествия горбатым и кривым.

Но!

IMG_1232

После первой тысячи километров «присиделся» — и дальше проблем не было. Площадка для отдыха правой ноги у водителя есть, сиденье, как ни странно, жесткое, удобное, с поясничным подпором. В него не проваливаешься, поэтому спина не устает. Оно к тому же очень широкое, полным будет удобно. Я же сначала хотел «спортивные ковши», но после первой ночевки понял, что в широком сиденье удобно спать. Белорусским конструкторам на заметку: если модернизировать салазки, можно рассчитать, чтобы откинутая спинка переднего сиденья становилась впритык к подушке заднего. Тогда в машине можно будет спать, как в первых советских жигулях. Дачнику это не нужно, а рыбаки оценят.

IMG_1185

По заднему сиденью — зачет. Места там много, пол ровный, у сиденья есть продольная регулировка: сидишь, словно в минивэне. Поэтому машина рекомендована даже для главы государства, она может использоваться вместо лимузина, не шучу.

IMG_1163

IMG_1167

Багажник — аналогично, зачет. Объем достаточный, и радует внушительное «подполье», куда можно складывать мелочи, чтобы они не болтались по всей машине. Поэтому общее впечатление от салона весьма положительное: прикручено-собрано на совесть, материалы с учетом цены нормальные, а заднее сиденье и вовсе лимузин. Для семейно-дачных поездок очень ок машина.

IMG_1227

Перейдем к досадным мелочам. Например: экранчик, нам нем нарисована температура, под ним ручка регулировки. Логично предположить, что она отвечает за температуру, но нет — это скорость обдува вентилятора! Я до самого Челябинска все крутил вентилятор, путая колесики.

IMG_1239

Кнопки управления аудиосистемой: мелкие, неудобные. К ним я привыкал долго, может, до самого Якутска. Нужно иметь пальчики ребенка, чтобы в эти кнопки попадать.

IMG_1229

Еще вопрос к часам в салоне. Да-да, не смейтесь: мы преодолели много часовых поясов и постоянно меняли актуальное время. Время показывают магнитола, экранчик у лобового стекла и бортовой компьютер. И везде его нужно регулировать отдельно — ну дурка, нет? В остальных авто сделано по-другому: исправил позицию в бортовом компьютере — время на всех экранчиках поменялось. Это вряд ли недостаток: владелец не будет менять часовые пояса так, как мы. Но свидетельство, что машина скроена по старым лекалам.

IMG_1243

IMG_1241

Комментаторы много писали, что панель приборов «некрасивая». По мне, приборка и приборка, ничего страшного в ней нет. Но экран бортового компьютера словно по локализации поставляет завод «Интеграл», используя наработки часов «Электроника 5». Были у меня такие в детстве, смотрел в этот экранчик Geely, ничего не видел, детство вспоминал.

IMG_1251

Подогрев сидений: бесступенчатый, включил — и он жарит из тебя яичницу в буквальном смысле. Не хватает позиций 1–2–3, чтобы регулировать тепло его объятий. Вообще, по комплектации к Geely Emgrand X7 вопросов много. Есть кожаный салон — но нет круиз-контроля. Почему? Есть литые диски, хромпакет, а ESP, противозаносной системы, нет. В будущем заводу нужно поработать над комплектациями. Очень не хватает круиз-контроля уже в базовых версиях, плюс противозаносной системы. По моей информации, ESP вот-вот появится в «стандарте» из-за новых техтребований.

На форуме писали, что многих владельцев раздражает «лишний» взмах дворников: когда ты их выключил, а через несколько секунд дворники делают «контрольный» взмах. Это сделано специально, причем почти у всех мировых марок. Ничего плохого в этом не вижу: наоборот, удобно, исчезают последние капли со стекла.

Еще из нюансов: после превышения 120 км/ч звучит зуммер, предупреждая, что превышена безопасная скорость. Тоже странно, но удобно: с пассажирского места хорошо контролировать скорость, жены оценят. Тем более зуммер пищит и сразу затихает.

r-11

Далее, немедленной доработки требует парктроник. Он просто достал во влажную погоду. Пищит, трезвонит о том, что боится воды. Поэтому тоже хорошее поле для локализации и занятости рабочих «Интеграла», «Горизонта» — нужное подчеркните.

r-78

Переходим к тому, как машина едет. Оптимально. Если не ставить сверхзадач, то двухлитровый мотор + механическая коробка передач = то, что нужно этому автомобилю. Я ездил на версии 2,4 с «автоматом» — вопросов нет, кроме одного: расход топлива заставит вздрогнуть и арабских шейхов. Я точных цифр не скажу, но отсутствием аппетита такая Geely не страдает. А «двушка» с механической коробкой и едет хорошо, и расход топлива у нее скромнее. По трассе ТТХ обещают 7 л на 100 км, у нас получалось 8,5–10 в зависимости от скорости, а она всегда была предельной для дорожных условий. Средний за всю поездку — около 9,5 л, но нужно учитывать, что педаль газа почти всегда была нажата сильно, холод, серпантины, и в Якутии машину не глушили, в общей сложности, дней 6–7. По городу расход получается около 10–12 л, тоже очень зависит от манеры езды. Если ехать спокойно и плавно, шансы вписаться в ТТХ есть. Но если предстоят большие пробеги, я советую ставить газ, благо конструкция мотора позволяет.

r-63

Если снять пластиковую крышку, под ней окажется до боли знакомая «двушка» Toyota, которая мелькала еще на Avensis конца 90-х. Наверняка какие-то отличия есть, но общая концепция та же: надежный тяговитый атмосферный агрегат. И пусть он проигрывает современным двигателям в мощности и экономичности, зато он прост как грабли. Представьте, что мы в Якутии «утепляем» мотор TSI с турбиной, не дай бог двумя. Как будет работать укутанная войлоком и брезентом турбина, мне неясно, но ясно, что нехорошо. Поэтому любители гламура могут идти дальше, а настоящие мужчины просят Geely оставить в гамме этот силовой агрегат. Обслуживание его стоит копейки, издевательства терпит, а что до расхода топлива — ау, Новогрудский завод, локализация ждет вас. Даешь на рынке заводскую версию GPL, с клеймом на системе «Сделано в Новогрудке».

Еще нужно отметить интересные настройки мотора: хорошо едет «в треть педали», демонстрируя с холостых и до 2500 об/мин, что сейчас ка-а-ак рванет. Но не рвет, «проваливается» в среднем диапазоне оборотов и оживает после 4500 об/мин. Там, на верхах, крутится звонко и весело. У настройки на максимальную тягу на низких оборотах есть объяснение: в Китае ездят медленно, плавно. Там не любят быструю езду, рано переключаются, ездят почти всегда на грани холостых. Отсюда и настройки на езду «внатяг». Опять же, ОДО «Автотерапия», Андрей Батечко, специалист по чип-тюнингу, говорит, что только дайте в руки автомобиль — и мотор запоет по европейским канонам.

IMG_1220

Идем дальше, коробка передач. 5-ступенчатая, с очень «длинными» передачами: на 3-й можно обгонять в диапазоне 100–130 км/ч, рывок получается хороший. Потом включил пятую и катись 120 на 3000 об/мин. В старте с места Emgrand X7 из-за «длинной» коробки не блеснет, зато по трассе ехать удобно. К работе трансмиссии претензия одна: на рычаге чувствуется работа синхронизаторов при переходе с 1-й на 2-ю и со 2-й на 3-ю. Ладонью чувствуешь, как «работает» коробка. За 24 000 км ощущения не «прикатались», не исчезли — значит, такой конструктив.

r-79

К управляемости и ездовым повадкам претензий нет. «Рулежка»? В штатном режиме проблем нет: руль немного неинформативный, на трассе чуть «ватный», но к этому быстро привыкаешь. Крены есть, но в меру. Если начался снос, просто сбрось газ, машина вернется на траекторию. На сброс газа резко в занос (при полной нагрузке) не сваливается, все понятно, все предсказуемо: драйверского счастья не жди, но и подвохов нет.

r-841

Кроме одного: если «гасить» с полной нагрузкой по ямам, не выдерживает задняя подвеска, ее начинает «пробивать». С этим мы столкнулись еще до сильных морозов, потом амортизаторы замерзли — и вовсе стало нехорошо.

r-113

В Якутске был найден вариант по усилению задней подвески: две шайбы, высота 20 мм, отверстие для штока 19 мм, 59 мм внешний диаметр, токарь выточил, поставил — все заработало отлично. На обратном пути наша скорость на плохих участках выросла на 15–20 км/ч, мы смогли «лупить» наравне с УАЗиками и тонированными «приорами» по ямам. Не уверен, что в Китае среагируют на просьбу подобрать новые пружины и амортизаторы, однако в Беларуси вполне можно освоить выпуск такого «тюнинг-пакета». Но! Важно проверить управляемость на «переставке» на незагруженном автомобиле. Не исключаю, что из-за проставок Emgrand X7 может начать сваливаться в занос. Поэтому — вуаля, Гродненский завод амортизаторов, ваш выход, может, освоите выпуск деталей для борисовского Emgrand X7?

r-45

Едем дальше, печка. У Emgrand X7 два основных недостатка: слабая задняя подвеска и конструктивная недоработка радиатора печки. До -20 в машине было тепло, ехали себе и ехали. Дальше, в -25, стало прохладнее. А как перевалило за -30, температура опустилась до -34–35, пассажир начал подавать сигналы SOS. Глуши мотор, он говорит, пусть этот китаец огнем горит, ведь за ночь я тут ноги обморожу. И правда: водитель едет в Ташкенте — пассажир мерзнет.

r-151

Пришлось заклеивать правые воздуховоды скотчем и думать, что делать дальше. А дальше в Красноярске полностью разобрали печку, собрали, неисправностей не нашли, и мы поехали с напутствием «теперь точно заработает отлично». Пока было -20–25, работало отлично, в -45–48 фотограф начал умирать. Мы менялись, ехали по очереди, так добрались до Якутска.

r-112

r-216

r-114

В Якутске силовой агрегат утеплили: сверху — войлок, а от капота вниз пошел брезент, который потом был пущен под защиту двигателя, в итоге получился кокон. Но! Мы просили промыть радиатор печки, а пацаны забыли, сказали: да ладно, какой радиатор, мы в Якутии все знаем и без вас, с таким утеплением вы не замерзнете.

Да, не замерзли: даже в -50 мы ехали, пусть в теплых костюмах и без жары в салоне, но ехать было можно. Если бы поставили второе лобовое стекло поверх основного, было бы тепло.

Но разница температур все равно осталась. Об этом пишут и на форумах, причем есть такие вопросы и по седанчикам Geely. Мы связались с Борисовом — завод настоятельно рекомендовал промыть радиатор печки, и все станет на свои места. Радиатор мы смогли промыть только на обратном пути, в Красноярске. Итог всей истории — кто его знает, помогло или нет. Ниже -20 температура не опускалась. Поэтому всем владельцам на заметку: если что-то похожее, поезжайте к дилеру на промывку радиатора печки или его замену. Мое личное мнение: есть конструкторская недоработка самого радиатора, поэтому, кто у нас там в Беларуси выпускает радиаторы — вот вам еще один пункт для местной локализации, подкуем китайскую блоху.

r-164111

r-168111

А на этом все: слабая задняя подвеска, проблемы с радиатором печки. Но! Ни одной поломки. Потрескались от мороза три пыльника: рулевых наконечников и одной шаровой опоры. Их подобрали от Toyota, но наконечники и шаровая остались родные. Один раз, через 200 м после заправки, заглох мотор. На финише в Минске обнаружилось, что износились втулки стабилизатора поперечной устойчивости. Вот и все нюансы за 24 000 очень нелегких километров.

r-186111

После прибытия в Минск машину «почитали» — ошибок не обнаружено. Вердикт: плохое топливо — электроника «поперхнулась», потом подстроилась, и автомобиль поехал дальше. Чуть выше я писал, что настоящие мужчины конструкцию мотора оценят. Так вот, что было бы на якутском бензине с наиновейшим литровым экобустом?

r-18411

Поэтому для постсоветских условий, граждане конструкторы, оставьте все как есть.

r-32

r-30

«Как есть» — это подвеску со стальными рычагами и шаровыми опорами, которые меняются отдельно. Двигатель без турбонаддува и нормального объема. Трансмиссию — привычную «механику» или привычный «автомат». Проверенные инженерные решения. А разбогатеем, перейдем сразу на гибриды и электромобили, чтобы не обсуждать ремонт системы впрыска мочевины с зарплатой 300 долларов на всю семью.

r-24

Если дальше обсуждать недостатки и нюансы Geely: настоятельно рекомендую всем владельцам сделать антикор. Этот участок днища — самое «опасное» место, задняя часть. Туда летит вся грязь, а заводского антикора нет. Очень сомневаюсь, что для производства Geely используют металл от Audi начала 90-х, поэтому после покупки едьте сразу на антикор. Если говорить о локализации: можно подумать о выпуске специальных пластиковых накладок на колесные арки, как Honda решила этот вопрос в «свежей» Honda Civic.

r-10533

Итог такой. Надеюсь, в Борисове меня за все написанное выше не расстреляют, и надеюсь, что все замечания будут исправлены и пойдут на пользу конечному потребителю автомобиля. Но мнение такое: «отверточный» продукт белорусского автомобилестроения на голову выше исконных белорусских или российских автомобилей. Поищите в интернете, «поехал в Якутию на УАЗ» — там бесчисленные истории ремонтов, замен, подварили, подлатали, там сломалось, здесь отвалилось. А мы ехали и ехали, на газ жмешь и едешь, музыку слушаешь, а не ищешь «ключ на 19».

r-111(1)

Я даже уровень масла перестал проверять: в Красноярске после замены проверил — и все, снова нажал на газ. У этой машины есть недостатки, недоработки, но у нее есть главное: надежность. Я сам не ожидал, что напишу эти слова, но Geely — можно доверять. Проверено Севером, проверено трассой «Колыма», проверено 50-градусным морозом.

r-15711

Что я могу посоветовать заводу-изготовителю после 24 000 км на Geely Emgrand X7?

— Усилить заднюю подвеску.

— Разобраться с радиатором печки.

— Ввести обязательный антикор сразу после выхода с конвейера либо обязательную дилерскую обработку антикором.

И уговорить китайцев не менять эту модель на что-то новое, с двумя турбинами и алюминиевой подвеской. Эта машина сделана по канонам 90-х годов, когда не машины были, а поэзия Серебряного века. Не нужно нам новых технологий, пусть их обкатывает кто-то другой, а нам оставьте все как есть, только внесите доработки по списку выше. И далее можно локализовать автомобиль — но пока в нем даже шины китайские, так как у «Белшины» нет нужного 17-го размера! Не помешал бы авто и полный привод, благо все для его установки есть. Можно сделать и «новогрудскую версию GPL». Можно много всего сделать: поставить ESP, поменять экранчик бортового компьютера, перенастроить программу управления мотором, удлинить салазки водительского сиденья. Если все это сделать — получится УТП, уникальное торговое предложение.

«Автомобиль из 90-х, та самая Toyota образца 1999 года, о которой вы мечтали, меняя алюминиевую подвеску и турбину!» — шутки шутками, но в России, Казахстане и Беларуси на такую машину был бы спрос.

Поэтому менеджерам «БелДжи» стоит убедить китайцев оставить именно эту модель в производственной программе и грамотно ее «локализовать». Если подойти к вопросу действительно грамотно, можно весь мир убедить, что белорусы что-то могут, и дать рынку хороший продукт. Базовый автомобиль для этого — неплохая заготовка. И, несмотря на мою критику, белорусы — могут. Особенно когда не ноют, а работают, результаты команды «МАЗ-СПОРТавто» тому пример.

r-2271

В Москве меня спросили: Дмитрий, купите Geely Emgrand X7? Мой ответ такой: за 17–19 тысяч долларов, сколько эти машины стоили раньше, извините, я куплю подержанный Subaru Forester, лучший автомобиль в классе. За 15 с хвостиком, сколько она стоит сейчас, — можно подумать. За 12–13, сколько эти машины стоят сегодня в Москве, на фирму надо брать! Если бы на рынке была версия с заводским газовым оборудованием за 14–15 тысяч долларов, но с кредитом в 10–12% годовых, мог бы посоветовать ее папе.

r-205

Одно знаю точно: плохой назвать эту машину у меня не поворачивается язык. Вы поймите, -50 — это та температура, где начинает трескаться одежда. Некачественная, плохая одежда может просто потрескаться. Все, что ниже -40, — это очень большая нагрузка на автомобиль. А -40 по ямам по ухабам с полной нагрузкой от Якутска до Магадана — серьезное испытание для любой техники. Автомобиль выдержал, не подвел. За что ему наше огромное спасибо.

На этом точно все.

До новых встреч в эфире — планы еще есть!

Заметки на полях
r-221
Уж я писал-писал этот текст, а все, что хотел сказать, так и не написал. Поэтому «не вошедшее» сделаю заметками на полях.
r-22
Заметка первая, «как готовить автомобиль к поездке на полюс холода». Да особо никак: если утеплите машину на старте в Минске, где-то к Борисову она у вас закипит. Поэтому до -20–25 лучше вообще ничего не делать и ехать на «стандартном» автомобиле. Вместе с морозами появятся специалисты по утеплению — и силиконовые пыльники деталей подвески, которые у нас не продаются. Подвоха можно ждать и от пыльников ШРУСов, поэтому все резинки лучше взять с собой. Ожидали мы также хрупкости от пластмассы, но, как ни странно, дверные ручки работали нормально, без проблем.
r-34
Металлическую защиту моторного отсека — максимально рекомендую. Пригодилась она за поездку всего несколько раз, но если бы не она, были бы разрушения. Поэтому ее из списка опций заводчанам можно перевести в стандартное оснащение. Для рыбаков, охотников и экстремалов могу посоветовать защиту топливного бака. Во льдах Байкала мы его помяли и пробили, но это экстремальное исключение из правил. Соберетесь туда же, значит, защита топливного бака вам нужна.
IMG_0967
Также всем владельцам рекомендую оклеить машину антигравийными пленками: мы обратились к ребятам из tonirovkin.by — в итоге целые фары и ни одного скола. Противотуманки не оклеили — одна разбилась. Лобовое не оклеили — появилось несколько сколов. Поэтому для предотвращения царапин капот, пороги, кромку лобового стекла и другие уязвимые места лучше оклеить.
r-41
Штатные летние шины Giti Comfort для выездов на бездорожье совсем не годятся, поэтому хорошо бы нашей «Белшине» разработать слегка «зубастые» колеса на базе зимнего протектора, но с летним составом. А пока всем владельцам рекомендую цепи: они на самом деле сильно выручают, а с протектором Giti Comfort риск забуксовать и остаться у реки велик.
r-56
Стандартному аккумулятору честь и хвала. На нем надпись: «Холодный запуск гарантирован до -18», однако он и в -30–35 крутил бодро, долго и так и не сел. Полностью высадить его побоялись: мог сломаться стартер.
r-69
Заводские жидкости перед поездкой на Север лучше заменить. Антифриз, по замерам, выдал температуру кристаллизации -30, это даже для Беларуси мало. Заводская жидкость в приводе сцепления при -40 замерзала: сцепление становилось тугим и «ватным», педаль возвращалась обратно очень неохотно. После замены жидкости эффект «ватной педали» начал возникать только ближе к -50. То же самое касается коробки передач: к -40 она подмерзала, усилие на рычаге резко возрастало.
r-276_resize
Салонный фильтр лучше удалить, без него в машине теплее. Когда вернетесь в пыль и тепло, можно поставить его на место.
r-278
По шинам рекомендации однозначны: только шипы. У шипов есть лишь один недостаток: если температура ниже -30, они начинают скользить на чистом асфальте. Нешипованные шины ведут себя лучше, и чем сильнее мороз, тем ощутимее разница. Но в комплексе всех ситуаций — только шипы! Nokian Hakkapeliitta 8, установленные на нашем автомобиле, потеряли около 3 мм протектора за пробег 24 000 км. Выезжали — было 9 мм, приехали — у передних шин стало 6 мм. С учетом высоких скоростей — хороший результат.
r-158
А как они ведут себя на льду, рассказывать не надо. Поэтому если ездите не только в городе, но и по трассам, тогда только шипы.
r-214
Общая рекомендация такая: все, что до -30 на Севере, — это не мороз. Там и правда другие условия, другая влажность. Поэтому 20 градусов мороза переносятся легко, можно даже без шапки ходить, ничего страшного не будет. -30 — это порог, когда нужно уже поднапрячься: хорошо одеться и учитывать ветер. Без ветра тоже все комфортно, хоть и прохладно. Если ветер, то все, хавайся ў бульбу, у мерзлае бацвінне. Потому что от -30 и ниже с сильным ветром — это страшнее, чем просто -45.

Отметка -40 означает, что от поездок на машине лучше отказаться: у всех легковых автомобилей начинаются проблемы. Лопаются резинки, печка не обогревает салон, обмерзает лобовое стекло и проч. Во многих северных городах при температуре ниже -40 гражданские автомобили просто не выпускают за пределы города: кому нужны лишние проблемы? МЧС тоже не хочет погибать.

-50 для неподготовленной машины обычной «легковой» конструкции, пожалуй, предел. Мы ехали в -48–50, и была четкая уверенность, что случись, например, -55–60, лучше стать и переждать мороз. Когда сопли в носу за секунду начинают звенеть как нежный колокольчик, лучше сидеть дома у теплой печки. «Мостовые» машины рамной конструкции переносят морозы легче. Но в Якутии переваривают и усиливают даже УАЗы: не выдерживает, ломается металл. Резина в такие морозы тоже становится настолько хрупкой, что некоторые шины можно элементарно расколоть.

Поэтому -40 — это относительно безопасная грань, за которую без хорошей подготовки опускаться не стоит.

Все части проекта

Часть первая: техника и сборы
Часть вторая: Минск — адский холод — Красноярск
Часть третья: Веселый Молочник, лучшие люди и лучшая рюмочная Красноярска
Часть четвертая: Байкал, я люблю тебя
Часть пятая: «Дорога в ад», на деле – в рай. Тында – Якутск
Часть шестая: шаманы, тюнинг автомобиля и Якутск
Часть седьмая: Якутск — Оймякон
Часть восьмая: Оймякон
Часть девятая: Трасса «Колыма»
Часть десятая: Магадан — Байкал
Часть одиннадцатая: Байкал
Часть двенадцатая: Байкал — Минск
Часть тринадцатая: Стокгольмский синдром, или Вся правда о Geely Emgrand X7

Партнеры проекта

Belgee Geely Nokian_Tyres
Alfabank Velcom

Информационный партнер

auto.tut.by

Поддержка проекта

mediacube_no bgv2 Stihiya-1 logo
Фото:
  • Антон Шелкович, Глеб Малофеев
+