«Краіна»: як скача песня наша
14 июля 2015 Мир

«Краіна»: як скача песня наша

+

«Краіна», совместная работа журнала «Большой», auto.tut.by и кампании «Будзьма беларусамі!», покинула Полесье, но так и не доехала до дома: деревня Шипиловичи, обряд «Пятрок», как пропустить?

Все части проекта
Первая часть. «Краіна»: Припятские робинзоны
Вторая часть. «Краіна»: что такое Полесье и кто такие полешуки
Третья часть. «Краіна»: Ольманские болота. Снаряды, радиация и полигон
Четвертая часть. «Краіна»: свобода, Туров и Ольшаны
Пятая часть. «Краіна»: як скача песня наша
Шестая часть. «Краіна»: пешком 40 километров в Раков, путем шпионов и контрабандистов
Седьмая часть. «Краіна»: Раковские аристократы, или Деньги решают не все
Восьмая часть. «Краіна»: Налибокская пуща — и лучшая поездка для минчан
Девятая часть. «Краіна»: кайт-серф на Нарочи и заповедник имени СССР
Деcятая часть. «Краіна»: Литва, рыцари, татары, и всё – в границах Беларуси
Одиннадцатая часть. «Краіна»: залечь на дно в Лынтупах

9784

Деревня Шипиловичи — это все еще Полесье: именно здесь, за Солигорском, начинается граница, черта между «просто белорусами» и полешуками.

— Раньше у нас вокруг болота были, — сообщают местные, — даже река текла совсем в другом месте. И вас, из Центральной Беларуси, называли «поляки» — потому что у вас поле есть. А в Шипиловичах до мелиорации поле «шукалі», земли мало было.

На этой пограничной территории между Полесьем и Центральной Беларусью еще сохранился обряд «Пятрок»: по крайней мере, его реконструируют пятый год подряд.

1013

— На самом деле живых обрядов в Беларуси почти не осталось. Еще лет десять тому назад на Полесье что-то происходило, а сейчас существуют только реконструкции, в которых оболочка есть, а смысла уже никто не чувствует, — это мнение этнографа Ирины Мазюк. Любителям настоящего, «живого» обряда я могу посоветовать фотографии Егора Войнова, смотреть можно здесь. Что до обряда «Пятрок» в Шипиловичах…

— Мы ничего не придумывали, праздник «на Пятра» был в Шипиловичах всегда, просто о нем забыли, пришлось восстанавливать по крупицам, — рассказывают организаторы Сергей Выскварка и Анастасия Кухаренко. — И если столько людей в нем участвует, значит — живой обряд! Вообще, в Шипиловичах неделя после Купалья считалась праздничной, все веселились.

Стоп-стоп, как веселились, если летом в деревне слово «работа» пишут с большой буквы «Р» и все работают от зари и до упал в кровать?

«Это были совсем другие люди, могли ночь не спать и утром идти на работу» — видимо, эти гены срабатывают исключительно у 20-летних в Минске. Но, в общем и целом, оглядываясь вокруг, современные Шипиловичи — однозначно не Рио-де-Жанейро.

9813

— Раньше в деревне тысяча человек было, а сейчас только триста. Детей в школу из шести деревень в округе собирали — насобирали только 88 человек. Какие тут праздники…

9719

Но праздники в деревне есть: их создает Сергей Выскварка. Это человек-оркестр из философии, шуток, прибауток. Если бы не он, в Любанском районе культурных явлений было бы намного меньше.

— Обряд вам интересен? Смысл у него простой: живет в деревне девушка, нравится ей парень, а подойти к нему боится — нельзя ведь, оговаривать потом будут. Выход? Дождаться обряда «Пятрок», надеть парню венок на голову — и до следующего года у них официально оформленная симпатия друг к другу!

9773

Обряды в жизни «древних» белорусов не из любви к искусству, а перформансы с четким функционалом. Например, сделал «Пахаванне стралы» — и в твой дом точно не ударит молния. «Жаніцьба коміна» означает, что все, дело к зиме, начинай топить печь. Шипиловичский «Пятрок», помимо функции сайта знакомств, сигнализирует, что лето пошло на спад, пора заняться уборкой урожая.

— Обряды, наверное, помогали не сойти с ума от постоянной работы — и объединяли людей в деревне. Ведь отказаться от участия в общем празднике нельзя было, ты что, потом год вспоминать будут. Поэтому была у обрядов и «объединяющая» функция.

Раньше люди работали намного больше, имели меньше — а были веселее…

Почему веселее — на это у Выскварки есть ответ.

«Мы все хотим каждый день одеваться и есть как на «Вялікдзень», — словами белорусской бабушки Бодрийяр клеймил общество потребления, но оно никуда не исчезло. Исчезли обряды и народная культура.

9834

Хотя… 12 июля 2015 года, деревня Шипиловичи, пятый, заключительный день фестиваля традиционной культуры «Пятровіца». Я стою и удивляюсь: фестиваль сделан исключительно на железной воле организаторов.

— За чей счет ваш праздник?
— За наш, общий счет… Мы вместе сбросились, решили сделать хороший деревенский фестиваль, как раньше.

Главную роль играет Анастасия Кухаренко и ее родители: участники фестиваля живут на их территории, их кормят, поят — в общем, Вудсток тоже с чего-то начинался. Насте Кухаренко поклон от всех низкий до земли.

Разглядывая этих людей, общаясь с ними, я вспомнил слово «адметныя»: именно так можно их всех охарактеризовать. «Адметныя» и «апантаныя».

9848

Между тем у Дома культуры появились люди, праздник начался. Перед сценой сделали небольшой «кирмаш», цены приятные: пирожные по 3500 рублей. Пьяных и алкоголя не видно, как ни странно.

0233

Гостей фестиваля встречала Ника Самофракийская по-белорусски.

9919

Зрителей на утренний концерт 12 июля пришло немного. Где-то грохочет «Славянский базар», а в Шипиловичах собственное «свята», «Пятровіца» и свой рок-н-ролл.

9926

Больше всего празднику во все времена радуются дети.

9942

Итак, старт пятого дня фестиваля: выступали и стар и млад. Я же, как не специалист, отметил: у всех белорусов песни печальные, русские на сцену вышли — сразу запели веселее.

Современному человеку трудно это все понять: не альбом Daft Punk, конечно. Для меня эта музыка «заиграла» в поле, в своей естественной среде. В большом деревенском доме — тоже заиграла.

0010

Но бабушки концерт смотрят с удовольствием, им музыка по сердцу.
— Молодежь увлекается народной культурой?
— Нет.
Когда бабульки разошлись, деревенские мальчики в те же колонки включили дабстеп.

0078

Песни продолжались, людям нравилось, а мы все ждали обряд: им нужно завершить поездку по Полесью, показать, что Полесье — как в Грузии Сванетия — отличается от Беларуси, смотрите, даже обряды сохранились. Такой планировали смысл этой статьи.

0115

Обряд начался с молебна. Для Беларуси это нормальная ситуация, у нас всегда был сплав христианских и языческих традиций. Церкви часто строили на месте старых языческих капищ, а обряды «смешивали» с христианской культурой.

0296

После молебна молодые идут на горку, к кресту. Здесь раньше стояла церковь. И снова сплав христианства и язычества: православный крест с плетением венков редко уживаются вместе, но в Беларуси это нормальное явление.

0309

На кресте девушки завязывают узелок, загадывают желание, которое обязательно сбудется.

Когда девушки запели, на поле упала красота. Здесь, у креста, стало понятно: народные песни должны звучать не на сцене, а в полях.
С песней девушки собирали цветы для венков.

0478

Далее в программе — плетение венков.

0526

Тем временем у Дома культуры начинают делать «деревенскую юшку» — общественную уху, которую попробует каждый житель.
— Так всегда было, так деды наши делали — так и мы делаем…

0549

— Кто-то шашлыки жарит, кто-то занимается бегом, а мы занимаемся народной культурой. Это хобби, удовольствие, понимаете?

0734

Когда венки готовы, девушки идут по деревне: поют, водят хороводы вокруг случайных прохожих.

0788

Деревня настороженно следит за культурной акцией из-за заборов.

0791

Бабули радостно машут и плачут от счастья.
— От, як хораша, у нас так прыгожа не было…

0876

Поход по деревне заканчивается у Дома культуры, где водят хоровод у разгоревшегося костра.

0990

Вот она, кульминация момента: венок на голове, объект симпатий обозначен, осталось только прыгнуть через костер.

1010

Прыжок с надеждой, что появятся отношения у пары.

1019

Далее сдержанный поцелуй в щеку — до следующего «Пятра» эта пара должна быть вместе.

1036

Всеобщая уха, шутки, смех, веселье: обряд «Пятрок» в деревне Шипиловичи состоялся!

1056

Костер догорает, и нам пора собираться в Минск. Итог посещения фестиваля: хороший отдых выходного дня. Если о таких мероприятиях будут сообщать в афишах, то вырваться из большого города с семьей можно — посмотреть, подышать свежим воздухом и далее по списку.

1071

Шипиловичи, удачи, развивайте фестиваль! Очень советую разместиться во всех интернет-афишах, поедут люди к вам из Минска.

1084

На «Белоруснефти» в Любани пустынно, упоминаний о фестивале традиционной культуры «Пятровіца» пока нет, но в рамах проекта Belarus N — должны появиться. Мы уже рассказывали, что заправки «Белоруснефть» скоро превратятся в оазисы туризма, с перечислением маршрутов, событий и усадеб. Обряд «Пятрок» рекомендуем занести в список.

p-10

Приехав в Минск, не расседлав коней, идем пешком в Раков, путем контрабандистов и шпионов, о чем будет наш следующий материал.

bn05

Беларускамоўную версію рэпартажу чытайце на budzma.by

Все части проекта

Первая часть. «Краіна»: Припятские робинзоны
Вторая часть. «Краіна»: что такое Полесье и кто такие полешуки
Третья часть. «Краіна»: Ольманские болота. Снаряды, радиация и полигон
Четвертая часть. «Краіна»: свобода, Туров и Ольшаны
Пятая часть. «Краіна»: як скача песня наша
Шестая часть. «Краіна»: пешком 40 километров в Раков, путем шпионов и контрабандистов
Седьмая часть. «Краіна»: Раковские аристократы, или Деньги решают не все
Восьмая часть. «Краіна»: Налибокская пуща — и лучшая поездка для минчан
Девятая часть. «Краіна»: кайт-серф на Нарочи и заповедник имени СССР
Деcятая часть. «Краіна»: Литва, рыцари, татары, и всё – в границах Беларуси
Одиннадцатая часть. «Краіна»: залечь на дно в Лынтупах
 

Партнеры проекта:

Alfabank

Информационные партнеры:

tutby

 

 

+