Путешествие по Казахстану: отдать швартовы
9 октября 2013 Мир

Путешествие по Казахстану: отдать швартовы

+

Чтобы недорого снять фильм-катастрофу, съемочной группе нужно только одно: попасть в город Аральск, Республика Казахстан. Так утверждает главный редактор «Большого», который побывал на дне высохшего моря.

То, что из этого места нужно валить и желательно поскорее, становится ясно сразу после въезда в город. Позади 12 часов путешествия по степи, и эти 12 часов вымотали нас до полусмерти, но оставаться в Аральске не хочется совсем. Ветер гоняет по улицам пустые пластиковые бутылки, шуршит пакетами и мелким мусором. Верблюды и собаки валяются в грязи, а местные жители… Местные жители, как и все азиаты, приветливо улыбаются и машут руками. Но наметанный глаз белоруса сразу определяет: у одного зоб, опухоль щитовидной железы, у второго — уже была операция.

— С тех пор как ушла вода, с экологией у нас примерно так же, как в Чернобыле. Процент раковых больных на территориях у Аральского моря самый большой в Центральной Азии, — рассказывает наша проводник Зауреш.

IMG_4700

— Из-за чего высохло море? Из-за того, что в борьбе за урожай хлопка Амударью и Сырдарью практически «растащили» на орошение хлопковых полей. Когда море стало высыхать, оно обнажило другую проблему: отложения пестицидов и удобрений, которые годами скапливались на дне. «Хлопковые» химикаты стекали в реки, реки несли их в море — а теперь ветер гоняет яд в виде белесой пыли по Аральску. Вы можете себе представить 54 тысячи квадратных километров бывшего морского дна, покрытого солью и ядохимикатами…

В Аральске соленый привкус на губах впервые в жизни не кажется прекрасным: жить быстро, умереть молодым — это старый клич, а я хочу быть живым.

IMG_4954

Впрочем, Аральск живет. Он потерял половину населения, но остался жив. Закрылись заводы, закрылся порт, исчезли средства существования людей — но они не ушли из этого города-призрака. Чем занимаются? Всем. Кто-то выращивает овец в степи, а кто-то растаскивает корабли пустыни на металлолом. Государство поддерживает как может: недавно открыли рыбоперерабатывающий комбинат. Который, впрочем, так и не запустили на полную мощность.

В Аральске соленый привкус на губах впервые в жизни не кажется прекрасным: жить быстро, умереть молодым.

Что до кораблей… «Корабли пустыни» в Аральске вовсе не фразеологизм. Почти весь аральский флот остался у города. Утром следующего дня мы пылим по бывшему дну бывшего моря, чтобы посмотреть на главную здешнюю достопримечательность — ржавые остовы кораблей. Мы не одни на петляющей дороге: навстречу то и дело движутся мотоциклисты.

Из Америки и Западной Европы, они обычно седлают большие эндуро — и едут исследовать Арал. Закованные в латы, на тяжелых железных конях, люди эти кажутся всадниками Апокалипсиса.
Апокалипсиса, который уже наступил. Трудно описать ощущение, когда, поднявшись на холм, видишь дно высохшего моря. И — несколько кораблей.

IMG_5523

Пачкаясь о ржавчину, вдыхая еще сохранившийся запах машинного масла, пробираюсь в капитанскую рубку. Вид из нее — море песка. Кроме ящериц здесь нечего ловить.

«И я вспомнил Четырнадцатый том сочинений Боконона — прошлой ночью я его прочел весь целиком. Четырнадцатый том озаглавлен так:

«Может ли разумный человек, учитывая опыт прошедших веков, питать хоть малейшую надежду на светлое будущее человечества?».

IMG_4548

Прочесть Четырнадцатый том недолго. Он состоит всего из одного слова и точки: «Нет».

Эта цитата из Курта Воннегута как нельзя лучше характеризует атмосферу места. Здесь, у этих кораблей, нужно организовывать чтение лекций об ответственности человечества за свои поступки. О том, стоит ли поворачивать реки вспять и как легко нарушить природный баланс.

Аральское море: хроника катастрофы:
— До начала обмеления Аральское море было четвертым по величине озером в мире. Его длина составляла 426 км, ширина — 284 км, наибольшая глубина — 68 м.
— С 1960 по 1990 год площадь орошаемых земель в Центральной Азии увеличилась с 4,5 млн до 7 млн га.
— Начиная с 1961 года уровень моря понижался с возрастающей скоростью от 20 до 80-90 см/год.
— В 1989 году море распалось на два изолированных водоема — Северное (Малое) и Южное (Большое) Аральское море. Рыбный промысел сохранился только в Малом Арале. В Большом Арале вся рыба погибла из-за высокой концентрации соли в воде.
— К началу 2000-х уровень воды в море упал на 22 м ниже уровня, наблюдавшегося в конце 1950-х.
— В 2001 году в результате падения уровня воды остров Возрождения соединился с материком. На этом острове до 1992 года действовала советская военная биохимическая лаборатория, которая испытывала бактериологическое оружие — возбудителей сибирской язвы, туляремии, бруцеллеза, чумы, тифа, оспы, а также ботулинический токсин. Существуют опасения, что смертельно опасные микроорганизмы, захороненные в почве на острове, сохранили жизнеспособность, и зараженные грызуны могут стать их распространителями в другие регионы.
— В 2003 году площадь поверхности Аральского моря составляла около четверти первоначальной, а объем воды — около 10%. С узбекской стороны процесс усыхания продолжается.
— В 2003-2005 годах Казахстан построил от полуострова Кокарал до устья Сырдарьи Кокаральскую дамбу, отгородившую Малый Арал от остальной части (Большого Арала). Благодаря этому сток Сырдарьи скапливается в Малом Арале. Уровень воды здесь вырос, соленость уменьшилась, что позволяет разводить в этих местах некоторые промысловые сорта рыб. В 2007 году улов рыбы в Малом Арале составил 1910 т.
— В 1980-е годы во всем Аральском море вылавливалось около 60 тыс. т рыбы.
— В июне 2013 года на заседании президиума РАН заместитель директора Института океанологии РАН Петр Завьялов сообщил, что процессы высыхания Аральского моря замедлились. «Анализ показывает, что море в настоящее время подошло близко к равновесию, поскольку его зеркало столь уменьшилось, что испарение уменьшилось тоже. Поэтому даже не очень значительные остаточные речные стоки, а также подземный сток позволяют балансировать море… Экосистема Арала является весьма специфической, но живой», — сказал ученый.

Из дум о спасении рода человеческого меня выводят оклики Зауреш: она предлагает ехать дальше, ей дорого ее время. В буквальном смысле слова.

— Мальчики, вы никогда не были в Карловых Варах? Я думаю взять отпуск, поехать туда на оздоровление…

IMG_4999

Мы не вправе осуждать нашего проводника: она прекрасный человек — Зауреш нужно поставить памятник за заботу об экологии Аральска и за то, что она живет в этом проклятом месте. Но для местных «экологические» туристы давно стали кормушкой: за сто долларов вам покажут корабли, еще за сто — отвезут в то место, где пока сохранилось море.

Оно действительно еще есть: рыча в песках дизельным мотором BMW, мы пробиваемся к остаткам Аральского моря. До него от города — около 40 километров.
На берегу чинят лодки рыбаки, неподалеку стоят их хижины. Мальчик осваивает мотоцикл «Иж», основное средство передвижения по степи. Наша машина привлекает его несравненно больше, поэтому он решается на разговор.
— Вы из Беларуси? Скажи, а в Беларуси верблюда есть?
— Нет.
— Нет верблюда? Как вы там живете…
Кое-как: поэтому мне все труднее объяснять проводнику, что стодолларовые купюры на исходе. И я бы рад лично отправить ее в Карловы Вары — но на внешней земле деньги не растут на деревьях, а в Беларуси тоже полстраны ходит с таким же зобом на шее или со шрамами от удаленной щитовидной железы. И я могу лишь посочувствовать, что жизнь все еще теплится в этом крохотном городке. Без социальных льгот, без спецпенсий, без выплат.

Aral_Sea_1989-2008

Ежегодно со дна Аральского моря ветрами поднимается до 150 миллионов тонн соли. Ядовитые соли Аральского региона обнаружены в крови пингвинов Антарктиды, на ледниках Гренландии, в лесах Норвегии, на полях Беларуси.

Транспорт туриста :
В путешествие мы отправились на дизельном BMW X5. На сегодня — предыдущего поколения: совсем недавно баварский концерн представил новую модель, которую уже можно заказать у официального дилера «Автоидея». Что можно сказать о BMW X5 в казахских степях? На удивление, проблем практически не было: в колеях чиркали днищем, немного не хватало дорожного просвета. Но в песке не забуксовали, подвеску не сломали — этому удивились не только мы, но и казахи. Топливом автомобиль тоже не поперхнулся, хотя заправлялись на ужасных заправках, которые помнят еще Тамерлана. Средний расход топлива за все время путешествия составил около 10 л/100 км, поломок не было. Итог: Х5 подходит не только для города и автобана — в экспедиции он тоже не подведет.

«История! — пишет Боконон. — Читай и плачь!»

IMG_4663

А мы кружим по окрестным степям, общаемся с местными и понимаем: если абстрагироваться от экологической катастрофы, Казахстан — отличное место для туриста. С верблюдами, неспешным ритмом, улыбчивыми людьми и традициями гостеприимства. Которые возникают исходя из расстояний: 250-300 километров до республиканской трассы снова затягиваются на 12 часов езды. И где-то там, посреди адской тряски, посреди 45-градусной жары и пыльных бурунов будет типичное степное кафе. Там будут УАЗ и шестисотый Mercedes. Там будет низкий стол, мягкие ковры и обычай принимать пищу полулежа. И будет местный владелец «шестисотого», который станет долго рассказывать, что Казахстан — великая держава. А Беларусь — что Беларусь? Там даже нефти нет…

«Иногда человек совершенно не в силах объяснить, что такое пууль-па», — учит нас Боконон.

Возразить ему нечего и незачем: ведь так хорошо дремать среди бескрайней степи. Разбудят нас англичане: очередные безумцы, которым осточертел капитализм, отправились в автопробег Лондон — Монголия на машинах стоимостью около 300 фунтов. И мы сердечно обнимаемся, и солнце постепенно скрывается там, где когда-то было море, а впереди еще несколько тысяч километров дороги к дому, и единственное, что осталось в голове после посещения Аральска…

«Иногда человек совершенно не в силах объяснить, что такое пууль-па», — учит нас Боконон. В одной из Книг Боконона он переводит слово пууль-па как дождь из дерьма, а в другой — как гнев божий».

Да минет вас и ваш дом чаша сия.

+