Рожденный в  Беларуси летать не может?
30 ноября 2015 Мир

Рожденный в Беларуси летать не может?

+

О себе Сергей говорит коротко: «Высшее образование. Работаю». Управленец с доходом выше среднего, каких в Минске много. Когда рабочий день заканчивается, Сергей едет за город, на аэродром, где его ждет самолет: не «Боинг», конечно, а легкий учебно-тренировочный Як-52.

Человек, который умеет летать

С Сергеем мы встретились на аэродроме Войровка, чтобы поговорить о том, почему в небе так мало белорусов.

Сергей не оканчивал авиационный техникум, профессия и дела его сугубо земные. C детства прыгал с парашютом, по-любительски занимался парашютной групповой акробатикой, а потом воплотил свою детсадовскую мечту — научился летать на самолете. Уже семь лет он занимается спортивным пилотажем, выполняет фигуры в воздухе: почти не поднимается в зимнее небо, зато в летнее — дважды в неделю. Его самолет, двухместный Як-52 90-го года выпуска, — на таком с облаками знакомят в военных академиях и училищах. Камуфляжные пятна, черные полосы — под американский истребитель North American P-51 Mustang «птичку» выкрасил предыдущий хозяин, добавив кокетливых барышень в духе pin-up. К вылету Як-52 готовит техник Тимур, в прошлом — спортсмен минского аэроклуба, опытный летчик со всеми возможными пилотажными и погодными допусками.

rdy-31-2

— Из Минска в Гомель на Як-52 улетишь? — меркантильно интересуюсь я.
— В теории — да, на практике — только с целью перегона. Як-52 не подходит для маршрутных полетов: очень ограниченный запас топлива, отсутствие багажных отсеков и так далее. Самолет «привязан» к домашнему аэродрому. Исключительно пилотажная машина, — отвечает Сергей.

Где в Беларуси научиться летать?
Первоначальную подготовку пилотов-любителей (сверхлегкая авиация) можно получить в Белорусской государственной академии авиации (5,2 миллиона рублей). Но одной теории недостаточно — нужно не менее 40 часов летной практики. Тренироваться обычно предлагают на аэродроме Войровка: один учебный час на тамошнем сверхлегком самолете обойдется вам приблизительно в 2 миллиона рублей, а весь курс — в 80 миллионов (тут уж понятнее в валюте — около 4 600 долларов). Заниматься можно и в авиационном учебном центре «Даймонд» — здесь за теоретическую и практическую подготовку на тренажерах и самолетах DA40 и DA42 с вас возьмут 175 806 000 рублей (9 000 евро). Если постараться, научиться летать получится за три месяца.

Но даже если вы обзаведетесь белоснежным туристическим Cessna 172, полуторачасовое путешествие в 300 километров по маршруту Минск — Гомель не будет хорошей идеей, потому что обойдется вам приблизительно в 3 миллиона рублей. Не знаем, как вы, а мы — лучше на машине.

rdy-5-2

Да, путешествия не получится, зато компактный двухместный самолетик вроде Як-52 принесет вам много удовольствия: агрессивно пилотировать, пробивать облака на вертикалях, падать камнем на закритических штопорных режимах…

rdy-17-3

— Сергей, а какая у вас любимая фигура? — это я о пилотаже, раз­умеется.
— Нравятся каскады фигур, но любимая — поворот на вертикали. Устанавливаем скорость 300 километров в час, тянем РУС на себя, точно ставим самолет на вертикаль. Скорость стремительно падает, по достижении 50 километров в час — р-р-резко удар по правой педали. Самолет идет в поворот вокруг вертикальной оси, в момент поворота сразу ловим его отклонением рулей по крену и тангажу, чтобы не заваливался на спину и не завис… — жестикулирует Сергей, но я ничего не понимаю. — Все происходит очень быстро, на пилотаже главное — распределение внимания.

rdy-6

Як-52 — сложный в управлении и требовательный в наземном обслуживании, а потому не самый популярный тип самолета среди белорусских пилотов-любителей. Вы ведь не думали, что Сергей такой один, со своим самолетом? В госреестре гражданских воздушных судов Беларуси всего около сотни самолетов и вертолетов. Много ли это? Ничтожно мало. В Литве зарегистрировано 2 800 частных самолетов и вертолетов на 3 миллиона человек.

Полет нормальный

Сергей и Тимур взбираются в кабину, чтобы сделать первый, «пробный» вылет и разведать обстановку. Як кружит винтом, разгоняется на взлетной полосе, прижимает к брюшку шасси — и уходит в небо. Виражи, бочки, штопоры — самолетик разрезает воздух так, что даже с земли дух захватывает.

— Сергей, вам страшно бывает?
— На первом вылете в очередной день — привычное напряжение, потому что погодные условия могут заставить самолет вести себя «по-другому» на некоторых фигурах. Первый, разминочный вылет делаю с Тимуром: он сам летчик, если что, поможет адаптироваться, заметит ошибки. Мне так спокойнее.

rdy-22-2

— Но ведь в аварии в Беларуси малая авиация попадает нечасто?
— Катастрофы — большая редкость, — подключается Тимур. — Наземный транспорт опаснее в разы.

Приходит мой черед занимать место пассажира, я слушаю инструктаж Тимура. Рассказ о том, как себя вести, если поступит команда покинуть борт, оптимизма не добавляет. Откинуть кабину, отстегнуть ремни, нырять с борта вниз ласточкой и не забыть дернуть за кольцо — только звучит просто. Рядом со мной — полиэтиленовый пакетик на случай другой экстренной ситуации: если пилот увлечется маневрированием, пассажира может стошнить.

rdy-9-2

Взлетаем! Высоко, еще выше, потом немножко по спирали, потом вниз головой — самообладание и содержимое желудка меня не покидают, только коленки отбивают барабанную дробь. И мы летаем, и любуемся пейзажем: извилистое русло речки, будто бы масляной краской написанные поля, леса, которые с высоты тоже почти поля, и домики — мир как из киндер-сюрприза. Эмоции — фантастические. Словами не передать. Уж поверьте, мало что в жизни может с этим сравниться.

И я уже решительно не понимаю, почему белорусы (по крайней мере те, кто может себе это позволить) не летают.

Каждому белорусу — по самолету

Объясните, почему среди белорусов при деньгах так мало пилотов? Неужели ездить на новом авто лучше, чем управлять самолетом?

Для того чтобы начать летать, нужно:
1. Купить самолет.
2. Пройти процедуру сертификации и регистрации воздушного судна.
3. Пройти медицинское освидетельствование.
4. Пройти обучение и получить свидетельство пилота-любителя.
5. Подать заявку в органы ОВД на выполнение полетов.
6. Получить разрешение на выполнение полетов — и можно взлетать!
Для того чтобы купить б/у самолет, понадобится от 10 до 50 тысяч долларов. Самые распространенные модели для пилотажа — Як-52, Як-54, Як-55, Су-26, Су-29, Су-31. «Золотая середина» для туристических вариантов — Cessna 172 или Zlin. На обслуживание за сезон — с апреля по ноябрь — вы потратите не больше 15 миллионов рублей. И не забудьте, что без бензина — авиационного или 95-го — самолеты не летают.

— Нет желания, непопулярно, непрестижно, — гадает Сергей. — Мечты детства о самолетах у большинства так и остаются мечтами. Зато в яхт-клубе все доступно для понимания: красивая брендовая одежда, атрибуты роскоши и достатка, хорошая инфраструктура, вечеринки. И главное — безопасно! В авиации нет золотой шелухи, зато есть объективная опасность, то есть риски вне контроля, и стереотип: на пилотаже только тошнит — и больше ничего. Но ведь самолет — это строгое обучение и нормы допуска. Никто тебя в небо не отправит, если ты не умеешь летать. Тебя пугает каждая неизвестная фигура, и ты не решаешься делать ее сам, пока не отрепетируешь с инструктором. А мотоцикл? Получил права и поехал. Вот когда ты рискуешь каждую секунду!

rdy-45-2

И небо, оно ведь не только для успешных мира сего. Спортивно-пилотажный самолет — это не вертолет с ценником от полутора миллиона долларов. Самые ходовые модели двухкрылых стоят от 10 до 50 тысяч долларов — то есть крылья за спиной можно купить за стоимость автомобиля. Но у общества потребления — другие приоритеты. Вверх смотрят лишь энтузиасты с глазами цвета неба.

Сергей рассказывает, что Як-52 на этом аэродроме принадлежит пожилому мужчине со скромным доходом — 5 миллионов рублей в месяц. Он работал на авиаремонтном заводе. Вместе с другими энтузиастами нашел борт после списания, который ничего не стоил, и собственными руками довел его до ума — чтобы в 50 лет на­учиться летать. Теперь крутит пилотаж, катает внуков.

rdy-71

Была бы мечта и цель! Если денег категорически не хватает, можно купить один самолет вскладчину: вдвоем, втроем — сколько нужно людей? Экономика совместного потребления идеальна для самолетов: можно по очереди летать и вместе содержать крылатый транспорт. Была бы мечта — и вас не испугает ни инфраструктура немногочисленных аэродромов в Беларуси (согрейся в сторожке, завари себе чаю из пакетика в чужой кружке и посмотри в ясные глаза Юрия Гагарина на фотокарточке), ни строгая разрешительная система полетов (сначала спроси — потом лети). Но белорусы, даже состоятельные, почти не летают…

Беларусь — последняя в Европе страна, где действует разрешительная система для полетов малой авиации: то есть пилоту недостаточно сообщить властям, куда он летит прямо сейчас. Нужно загодя подать заявку с указанием времени и места полета и ждать: разрешат ли?

— Думаю, не готово общество. Мы еще не насытились простыми вещами: не нагулялись, не напутешествовались. Это отложенные потребности, которые нужно удо­влетворить после светлых советских лет и темных 90-х. Пять лет назад все ринулись в рыбалку, потом на велики пересели, в этом году мотоциклы «поперли». Нужно еще лет десять, чтобы людям стало скучно — тогда и летать научатся.

И это будут новые белорусы — те, кто уже не смотрит под ноги в страхе оступиться, а поднимает голову от земли и учится летать.

Фото:
  • Антон Шелкович, Глеб Малофеев
+