18+

CD-обзор с Татьяной Замировской. Выпуск 22
11 апреля 2012 Культура, Музыка

CD-обзор с Татьяной Замировской. Выпуск 22

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Pa­ul McCart­ney
Kis­ses On The Bot­tom
He­ar Mu­sic / 2012

Pa­ul McCart­ney Kis­ses On The Bot­tom

Нос­таль­гия — де­ло страш­ное. Во вся­ком слу­чае, ког­да за де­ло бе­рет­ся Пол Мак­карт­ни. Все его аль­бо­мы-пос­вя­щения лю­бимой му­зыке вы­ходи­ли не­во­об­ра­зимо скуч­ны­ми в сво­ей за­дор­ной, вы­мучен­ной рок-н-ролль­нос­ти.

Ко­ролевс­кий по­дарок со­ветс­ким де­тям, ви­нил «Сно­ва в СССР» мы слу­шали, ско­рей, от ужа­са­юще­го от­ча­яния, не ис­пы­тывая же­лания под­петь-по­иг­рать: эй, ста­рик, мы рос­ли на дру­гой му­зыке же! Бо­лее позд­няя по­пыт­ка пе­репеть рок-н-ролль­чи­ки детс­тва, Run De­vil Run (1999 год) то­же ока­залась про­валь­ной и не­ин­те­рес­ной. И те­перь, в 2012-м, умуд­ренный сэр, на­рисо­вав па­ру со­тен кар­тин, вы­пус­тив книж­ку со сти­хами и же­нив­шись в тре­тий раз, об­ра­ща­ет­ся, что за­коно­мер­но, к прин­ци­пи­аль­но дру­гого ро­да нос­таль­гии — этот аль­бом ос­но­ван на стан­дартах 20-х-40-х, джа­зовых и око­лод­жа­зовых, это пе­сен­ки, ко­торые отец Мак­карт­ни лю­бил ис­полнять на до­маш­них ве­черин­ках, ак­компа­нируя се­бе на фор­те­пи­ано, в те вре­мена, ког­да Пол и его брат бы­ли сов­сем ма­лень­кие. Ви­димо, юность — это не луч­ший пе­ри­од для нос­таль­ги­чес­ких пе­реде­лок, но детс­тво — дру­гое де­ло. Детс­тво — это безд­на, хтонь и дичь. Ну, да­вай­те предс­та­вим, что это гип­на­год­жик? Тень от­го­лос­ков стран­ных, ста­рых, раз­рознен­ных ме­лодий из детс­тва, буд­то ус­лы­шан­ных не­лов­ки­ми, не­нат­ре­ниро­ван­ны­ми еще мла­ден­чески­ми уша­ми? Это же мод­но, хо­тя, ко­неч­но, ис­тинные масш­та­бы на­шей иро­нии да­же нам не­понят­ны.

Нет, ни­каких экс­пе­римен­тов — у Мак­карт­ни выш­ло очень сдер­жанное, тон­кое рет­ро: все ста­рые шля­геры он пе­репе­ва­ет ак­ку­рат­но, пре­дель­но точ­но, с лю­бовью и отс­тра­нен­ностью. Да­же его во­кал зву­чит не­уз­на­ва­емо — он буд­то ко­пиру­ет то, что слы­шал в детс­тве, пол­ностью раст­во­ря­ясь в этой му­зыке. По­это­му диск по­лучил­ся скром­ным, кра­сивым и на удив­ле­ние нес­кучным — не­воз­можно отор­вать­ся. Там нет сти­лиза­ции — ни­каких ста­рых ви­нилов. Сэр Пол це­ликом иск­лю­чил се­бя из про­цес­са (на всех инс­тру­мен­тах иг­ра­ет не он сам, как это обыч­но бы­ва­ет, а приг­ла­шен­ные звез­ды вро­де Дайаны Кролл), но при этом от­да­ет ему все­го се­бя це­ликом: на аль­бо­ме есть все, что мы лю­бим в Мак­карт­ни, кро­ме, по­жалуй, са­мого Мак­карт­ни.

Ви­димо, нас­то­ящая твор­ческая нос­таль­гия — это не по­пыт­ка от пер­во­го ли­ца пе­ре­ос­мыслить прош­лое. Ско­рей, это иск­лю­чение се­бя из про­цес­са, кро­пот­ли­вое вос­созда­ние кар­тинки та­кой, ко­торой мы ее пом­ним, но на­ше «я» здесь — прос­то без­ро­пот­ный наб­лю­датель, тот, кто сос­тавля­ет суть этой па­мяти. Это не нос­таль­гия-дей­ствие, а, ско­рей, осо­бая фор­ма па­мяти, свя­зан­ная с лю­бовью и чем-то вне­лич­ност­ным. По­это­му у Мак­карт­ни и выш­ла не тра­дици­он­ная аля­пова­тая му­зыкаль­ная отк­рыт­ка-ка­ра­оке, а глу­бокая, чест­ная инс­трос­пекти­ва че­го-то очень лич­но­го и теп­ло­го, мы буд­то слы­шим все его уша­ми и смот­рим на все его гла­зами — хо­тя его са­мого во всем этом, в прин­ци­пе, уже нет. Этот аль­бом выг­ля­дит бе­зого­вороч­ной уда­чей как для по­чита­телей са­мого сэ­ра, так и для тех, ко­го ин­те­ресу­ет по­валь­ная мо­да на рет­ро — ока­зыва­ет­ся, мож­но по­дой­ти к воп­ро­су еще и так.

La­na Del Rey
Born To Die
Po­lydor / 2012

La­na Del Rey Born To Die

Стран­ная, по­хожая на плас­ти­ковую кук­лу по­ющая де­воч­ка из Нью-Йор­ка вне­зап­но ста­новит­ся звез­дой на ос­но­ве по­тус­то­рон­них ви­де­оро­ликов и чу­довищ­ных по­токов ру­гани на мод­ных хипс­тер-сай­тах: то ли она доч­ка бо­гато­го па­пы и вмес­то нее по­ют па­пины мил­ли­оны, то ли ви­рус­ная рек­ла­ма, то ли еще что. Мы слу­шали этот аль­бом два де­сят­ка раз, что­бы по­нять, что в нем та­кого. Те­перь мы не мо­жем прек­ра­тить его слу­шать. Еще де­сяток прос­лу­шива­ний — и это бу­дет ре­дак­ци­он­ный аль­бом го­да, а ведь мы эс­те­ты же!

Ла­на Дель Рэй ис­полня­ет ро­ман­тичное и слег­ка от­мо­рожен­ное ну­ар-рет­ро с пыш­ны­ми, те­ат­раль­ны­ми аран­жи­ров­ка­ми и на­думан­ны­ми па­фос­ны­ми текс­та­ми о жиз­ни вы­мыш­ленных ге­ро­инь. Это иде­аль­ная му­зыка для филь­мов Дэ­вида Лин­ча — ду­ма­ет­ся, мэтр ра­но или позд­но об­ра­тит на эту прин­цессу свой от­то­чен­ный го­дами ме­дита­ций взор; ему долж­но им­по­ниро­вать, что де­воч­ка при­меря­ет на се­бя ро­ли ди­ких от­вязных ге­ро­инь, но очень отс­тра­нен­но и хо­лод­но — ви­димо, что­бы не отв­ле­кать­ся и по­падать в но­ты. Ко­му-то аль­бом Ла­ны на­пом­нит No­uvel­le Va­gue, ко­му-то — Bat For La­shes, кто-то срав­ни­ва­ет ее с Нэн­си Си­нат­ра, кто-то вспо­мина­ет пос­ледний аль­бом Lyk­ke Li, но в це­лом все ужас­но ру­га­ют­ся, по­тому что та­кая му­зыка долж­на быть ан­дерг­ра­унд и питч­форк, а это мут­ный попс и хит-па­рады, а вов­се не ди­кий брук­линс­кий лей­бл (кста­ти, ес­ли вам та­кое на­до, ра­зыщи­те нас­то­ящий де­бют­ник пе­вицы, там как раз трэш и му­сор, и фа­милия пи­шет­ся с дру­гой глас­ной). Так по­чему же это ста­ло мас­со­вым? Де­ло в лег­ком чувс­тве дра­мы и тра­гичес­кой хрус­таль­ной грус­ти? Мес­та­ми Ла­на та­кая, зна­ете, То­ри Амос — груст­ная де­воч­ка, тан­цу­ющая на краю бу­маж­ной про­пас­ти (нап­ри­мер, как в пес­не This Is What Ma­kes Us Girls, ко­торая да­же текс­том по­хожа на То­ри, мол, все мы та­кие де­точ­ки бед­нень­кие), мес­та­ми иг­ра­ет в хип-хоп-ко­роле­ву вро­де M.I.A. (Na­ti­onal Ant­hem), все пес­ни у нее раз­ные, и во­об­ще аль­бом пест­рый и не­ров­ный — но уж луч­ше пусть ми­ром пра­вит та­кая де­воч­ка, чем пе­вица Адель, ус­пех ко­торой нас трав­ми­ру­ет.

VCMG
Ssss
Mu­te / 2012

VCMG Ssss

Мар­тин Гор и Винс Кларк, ос­но­вате­ли De­pec­he Mo­de, яко­бы не раз­го­вари­вали друг с дру­гом с 1981 го­да, а сей­час объеди­нились и за­писа­ли пла­стин­ку с инс­тру­мен­таль­ным синт-по­пом и рет­ро-тех­но: хо­лод­ные син­те­зато­ры, крафт­верк для ма­лышей, элект­ро­ника 80-х, му­зыка для ви­де­оигр! Это хо­лод­ное, удуш­ли­вое ми­нимал-тех­но, фу­ту­рис­тич­ное, клуб­ное, со спе­цэф­фекта­ми и ра­дуга­ми — пря­мо та­ки ор­кестр Ме­щери­на под кис­ло­той. Рет­ро? Ну ко­неч­но. От­ча­ян­ная це­ле­уст­рем­ленность вмес­те с хо­лод­ной отс­тра­нен­ностью — ха­рак­терная чер­та му­зыки 80-х. Ну, та­кое осо­бен­ное ощу­щение, зна­ете — буд­то ты и на рэйв при­шел, и од­новре­мен­но го­нишь ку­да-то на мар­ме­лад­ном мо­тоцик­ле сквозь ле­ден­цо­вые лу­га. Ес­ли вы ку­пили этот диск, по­тому что лю­бите De­pec­he Mo­de, да­же не зна­ем, как вам по­мочь. Мо­жете иг­рать в де­пеш­мод на ве­черин­ках: петь под эти инс­тру­мен­таль­ные трэ­ки при­думан­ные пес­ни де­пеш­мод-стайл.

От­личное за­нятие для то­митель­ных ве­сен­них ве­черов — прав­да, увы, му­зыка эта на De­pec­he Mo­de во­об­ще не по­хожа.

Da­xaб­ра­ха & Port Mo­ne
Хме­лева Pro­ject
НАШ фор­мат / 2012

Da­xaб­ра­ха & Port Mo­ne

 

Бе­лорусс­кие ми­нима­лис­ты Port Mo­ne весь пос­ледний год ка­тались по фес­ти­валям со сво­им сов­мест­ным сце­ничес­ким про­ек­том с ук­ра­инс­ки­ми эт­но-кол­дуньями из груп­пы «Да­хаб­ра­ха» — не­уди­витель­но, что в ито­ге был за­писан аль­бом, в хо­де ко­торо­го вов­се не вы­яс­ня­ет­ся, что на­ши Port Mo­ne — при­рож­денные ак­компа­ни­ато­ры для че­го угод­но (мы это­го иног­да по­ба­ива­лись).

Диск по­лучил­ся цель­ным, гип­но­тичес­ким, но имен­но за счет прив­не­сения в са­унд осо­бен­ностей каж­до­го из кол­лекти­вов. У каж­до­го — свои ме­тоды гип­но-воз­дей­ствия на ауди­торию. Да­хаБ­ра­ха бе­рут мис­ти­чес­ким, глу­боким, на­род­ным — Port Mo­ne же «цеп­ля­ют» мо­нотон­ны­ми, ти­хи­ми мант­ра­ми, пов­то­рами, на­рас­та­ни­ем ло­почу­щей, ше­лес­тя­щей пус­то­ты. Срав­ни­вать этот диск тол­ком и не с чем — это уни­каль­ное со­чета­ние инс­тру­мен­таль­но­го ми­нима­лиз­ма  с аутен­тичным фол­ком. Ник­то ни на ко­го не вли­яет, ник­то ни­кого не транс­фор­ми­ру­ет — каж­дый иг­ра­ет что-то глу­боко свое, лич­ное, но на вы­ходе по­луча­ет­ся что-то третье, от­дель­ное. И при этом ни­чего не сме­шива­ет­ся! Как уда­лось дос­тичь это­го эф­фекта — слож­но ска­зать, мы не по­нима­ем, но диск пот­ря­са­ющий, чест­ное сло­во.

 

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

OOO «Высококачественные инженерные сети» осваивает новейшие технологии в строительстве инженерных сетей в Санкт-Петербурге. Начиная с 2007 года, наша компания успешно реализовала множество проектов в области строительства инженерных сетей: электрическое обеспечение, водоснабжение и газоснабжение. Более подробная информация на сайте: http://spbvis.ru/