18+

Экскурсия в «Большом» формате. Изучили коллекцию Белгазпромбанка
8 октября 2019 Интервью, Культура

Экскурсия в «Большом» формате. Изучили коллекцию Белгазпромбанка

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Если на аукционах в Лондоне, Париже или Нью-Йорке появляются картины Шагала, Сутина или Цадкина, за них точно будет бороться Белгазпромбанк. Сегодня в корпоративной коллекции банка — 125 произведений искусства. Куратор коллекции Александр Зименко рассказывает, зачем банку это надо. А мы смотрим на картины и чувствуем катарсис.

«Арт-Беларусь»: начало

Проект «Арт-Беларусь» начался 8 лет назад. Сегодня в нашей корпоративной коллекции собрано уже 125 произведений искусства. Это живопись, графика, скульптура. 35 работ уже имеют статус историко-культурной ценности. Это означает, что они уже никогда не покинут Беларусь — их можно будет продать только внутри страны. В год наша коллекция пополняется 6–10 произведениями искусства. Мы приобретаем работы как на всемирно известных аукционах (Christie’s, MacDougall’s, Sotheby’s), так и у частных коллекционеров из разных стран мира: Беларуси, России, Латвии, Израиля и т. д. Вот уже второй год во Дворце искусства работает постоянно действующая галерея. Здесь представлено чуть меньше половины нашей коллекции, но только потому, что пространство ограниченно. Все остальные работы находятся в хранилище.

Поскольку мы являемся клиентами аукционов, их представители регулярно присылают нам каталоги и уведомляют нас, когда на торгах появляются работы интересующего нас периода. После чего мы собираем экспертный совет, который и принимает решение о приобретении произведения. В совет входят представители банка, журналисты, сотрудники Национального художественного музея, Национальной академии наук. Решение о приобретении работы мы принимаем, опираясь на три критерия. Во-первых, мы рассматриваем работы авторов, которые внесли определенный вклад в развитие беларуского искусства: мало быть просто хорошим учеником и просто что-то нарисовать. Во-вторых, работа не должна быть представлена в государственных и частных коллекциях.

В-третьих, автор должен быть рожден на территории современной Беларуси. Ведь как относиться к художнику, который родился в еврейской семье в Вильно во времена Российской империи? Он русский, литовский, еврейский или беларуский автор? Как делить мастеров уровня Марка Шагала? Российский искусствовед скажет: «Он родился в Российской империи — он русский». Французский искусствовед ему скажет: «Ну, подождите, он вообще-то уехал из России во Францию и создал здесь важнейшие свои работы». Потом присоединится коллега из Израиля: «Ну, подождите, вы серьезно? Но есть же национальные традиции. Смотрите, какой символизм, какие образы, естественно, это его национальные корни. Конечно же, он еврейский художник!» И после этого приходим мы, беларусы: «Ну, послушайте, художник, который родился в Российской империи в еврейской семье и уехал во Францию — это точное описание беларуского художника. Вот Сутин, Бакст, Царфин, Цадкин, Кикоин, Глюкман… Один раз — случайность, два — совпадение, а три — уже закономерность».

Зачем это нужно?

Одна из целей проекта «Арт-Беларусь» — убрать белые пятна, которые есть в истории изобразительного искусства нашей страны. Наш проект как раз и начался с того факта, что больше чем за 20 лет независимости Беларуси в нашей стране не появилось ни одного живописного произведения Марка Шагала. И как-то мы не видели особого стремления ни со стороны государства, ни со стороны частников собирать деньги на приобретение картин, да и вообще обращать внимание на этот факт.

Второй момент — это стимулирование арт-рынка и культуры Беларуси. «Арт-Беларусь» стоит в одном ряду с другими крупными проектами Белгазпромбанка в сфере культуры. Это и «Осенний салон», который дает возможность молодым авторам от 18 до 40 лет не только представить свои работы на одной из центральных площадок страны, но и продать их. Причем автор может поставить любую цену на свою работу. Это и театральный фестиваль «ТЕАРТ», который мы поддерживаем уже более 8 лет.

Проект «Арт-Беларусь» — логическое продолжение глобальной миссии банка, а именно — стимулировать развитие среднего класса в стране. Это можно делать не только при помощи банковских и финансовых инструментов (кредиты, пластиковые карты и т. д.), но и за счет культуры. Образованный беларус, интересующийся культурой — идеальный клиент для банка.

Галерея — это свобода

В будущем планируется трансформировать пространство ОК16 (еще один проект Белгазпромбанка) в полноценный культурный хаб, который можно будет сравнить с московским «Винзаводом» или с Музейным островом в Берлине. Там поместятся все работы коллекции. Человек сможет прийти и посетить нашу экспозицию, перекусить в кафе, а вечером посмотреть спектакль.

Здесь рядом могут быть расположены работы, которые, казалось бы, никак не связаны друг с другом. Вот театральные костюмы Леона Бакста, которым уже больше ста лет. А тут — Рувим Фрумак, 60-е годы ХХ века. Такое соединение вы можете увидеть максимум на какой-нибудь тематической выставке, но не в рамках постоянной экспозиции. Повторения такой истории вы в Минске не найдете.

Инвестиции в искусство

Нельзя сказать, что работы, которые мы приобретаем, — это прямые инвестиции. Это не вложения в наши активы. Согласно Банковскому кодексу, банк не имеет права извлекать прибыль из деятельности, которая не связана напрямую с банковскими операциями. Но это позволяет нам привлечь внимание к банку.

Стоимость коллекции, как и государственный долг США, растет постоянно

Даже если бы мы посчитали стоимость всех работ, это не было бы объективной оценкой стоимости коллекции. Ведь вся коллекция ценнее, чем каждая работа по отдельности. Наша коллекция не имеет себе равных по работам художников Парижской школы. Сегодня она стоит не один миллион долларов, даже если просто суммировать стоимость работ. Если же говорить о коллекции как о едином целом, то речь будет идти о нескольких десятках миллионов долларов. Но ее стоимость, как и государственный долг США, растет постоянно.

Два года назад мы торговались в Париже на аукционе «Арт-куриал», чтобы приобрести керамику Марка Шагала. Выиграли эти торги, но представитель французского музея Марка Шагала заблокировала эту сделку. Согласно французскому законодательству, у них есть месяц, чтобы выкупить работы Шагала, если есть угроза, что они покинут страну. И они выкупили их. Для французов Шагал оказался слишком значимым художником. Кстати, ни одно государство, кроме СССР, не додумывалось продавать работы из своих музейных фондов. После того как на рынке стало одной работой Шагала меньше, произведения художника из нашей коллекции стали только дороже. У нас частная коллекция, поэтому по закону мы можем продавать работы, но у нас нет желания.

Давайте разграничивать понятия стоимости и ценности. Стоимость может быть одной, а ценность совсем другой. Как определить ценность единственной в стране работы Валентия Ваньковича? Или трех работ Марка Шагала, представляющих различные периоды его творчества? Стоят они своих денег? Наверное, они стоят гораздо больше.

«Трое обнаженных за столом»*, Осип Цадкин, 1928 г.

Осип Цадкин — яркий представитель художников Парижской школы, близкий друг Пабло Пикассо и видный деятель движения кубистов. Он внес серьезный вклад в развитие скульптуры второй половины ХХ века. Интересно наблюдать, как автор представляет фигуры на плоскости. Несмотря на то что это двухмерное произведение, Цадкин все равно показывает полноту фигур, работая с полутонами, с цветом. Он не обращает внимания на условности: завален ли горизонт, правильно ли стоит стул на плоскости. Он фокусируется на героях, которых пишет. Эта картина была приобретена в Париже за 32 500 EUR.

*Приобретено на аукционе Christie’s в Париже в 2017 г.

«Альпы»*, Файбиш-шрага Царфин, около 1950 г.

Царфин (уроженец Смиловичей) изобразил альпийскую деревню, но сама деревня заметна не сразу. Это одна из особенностей художника: он уделял внимание деталям, которые насыщали работу, но не сразу бросались в глаза. Они дают зрителю возможность более длительное время рассматривать полотно. Сочетание цветов, то, как Царфин прорабатывает детали, заставляет человека то видеть общее, то фокусироваться на частном. Вы как будто бы занимаетесь зрительной гимнастикой. Работа показывает, что для художников Парижской школы (в первую очередь для Царфина и Шагала) цвет был не инструментом, а главным действующим лицом в произведении.

*Приобретена в 2011 г. в Париже у Надин Незавер

«Ева»*, Хаим Сутин, 1928 г.

Сегодня «Ева» — самая дорогая из оцененных работ в Беларуси (она была приобретена за 1 805 000 USD на аукционе). Первое, что бросается в глаза, — это сложный фон, как будто бы сотканный из множества мазков, объединенных в целое. Кажется, женщина перед нами стоит в очень закрытой позе, да еще и в темном платье, — может сложиться впечатление, что она чем-то недовольна. Но Сутин слегка раздвигает брови, немного приоткрывает рот — и вот уже перед нами не злая девушка, а любопытная, которая не может дождаться момента, когда увидит свой портрет.

*Приобретено на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке в 2013 г.

«Уснувшая читательница, Мадлен Кастен»*, Хаим Сутин, около 1937 г.

В год 125-летия Хаима Сутина Белгазпромбанку удалось вернуть в Беларусь третью работу Сутина — «Уснувшую читательницу, Мадлен Кастен» (портрет был продан за 359 тысяч фунтов стерлингов). Супруги Кастен начали интересоваться творчеством Сутина, когда тот был уже известен. Госпожа Кастен занималась дизайном интерьеров, много работала с эклектикой, во Франции даже есть выражение «стиль де Кастен». Мадлен вспоминала, что Сутин был очень требователен к своим моделям, запрещал двигаться, задавать вопросы. На полотне — идеальные условия для автора. Мадлен наконец уснула, и художник смог спокойно написать портрет.

*Приобретено на аукционе MacDougall’s в Лондоне в 2018 г.

«Купальщики на Лидо»*, Венеция, Леон Бакст, 1909 г.

Бакст был не только автором театральных костюмов и декораций, но и первоклассным живописцем. Художники начала ХХ века могли работать в реалистическом стиле, но они не хотели, чтобы их сравнивали с предыдущими поколениями художников, поэтому создавали свой уникальный язык — как Бакст в «Купальщиках». Здесь художник экспрессивно разграничивает три стихии. В левом верхнем углу картины он артистично показывает дымку, облака и море. По одной из версий, на картине изображена часть труппы «Русских сезонов» Дягилева, которая во время гастролей во Франции отправилась на длинные выходные в Италию.

*Приобретено в 2015 г. у частного коллекционера из Израиля

«Автопортрет»*, Рувим Фрумак

Жанр автопортрета всегда интересен. Это возможность для художника сохранить себя во времени и изобразить себя так, как это никому не удавалось. Это достаточно поздний автопортрет Фрумака. Здесь автор изобразил себя в период, когда занимал уже достаточно прочное место в культурной жизни Ленинграда. Он был членом Ленинградского союза художников, что не помешало ему во времена господства соцреализма — единственного разрешенного тогда стиля — создать психологический автопортрет. Он показывает здесь не свой статус, а свой характер — он в позе, во взгляде. И никаких лишних атрибутов. Для художника этот период стал возвращением к истоку, авангардному началу его юности, связанному с обучением у таких художников, как Лазарь Лисицкий и Казимир Малевич.

*Приобретено в 2016 г. у частного коллекционера из России

«Влюбленные»*, Марк Шагал, 1981 г.

Эту картину Шагал написал в возрасте 94 лет! Во «Влюбленных» есть все, чего человек ждет от классического Шагала. На картине влюбленные —Шагал пронес тему любви через всю жизнь. На картине птицы — этот образ тоже часто фигурирует в работах художника. Тут также присутствует излюбленное Шагалом антропоморфное животное. Шагал прекрасно работает с цветом и пейзажем. «Влюбленные» — прекрасный пример того, как Шагал нашел себя в Париже. Картина была приобретена за 409 250 фунтов стерлингов.

*Приобретено в 2012 г. в Лондоне на аукционе Christie’s

«Обнаженная»*, Полина Хентова, 1920–1930-е

Полина Хентова — одна из немногих авторов-женщин в коллекции банка. Интересно, что скульптура до 20-х годов ХХ века была практически исключительно мужским занятием. Чтобы ваять, надо было прикладывать серьезные физические усилия. В этой работе нет ни одного острого угла, чем автор подчеркивает женственность. Хентова тонировала скульптуру из песчаника белым цветом не только для того, чтобы работа была ближе к античным оригиналам из мрамора, но и для того, чтобы передать легкость и нежность в том числе с помощью цвета.

*Приобретено в 2015 г. у частного коллекционера из России

Что сейчас в мировом тренде?

• Китайская живопись, которая сильно переоценена: работы трех-четырех китайских авторов стоят больше, чем десятка европейских или американских.

• Резко упали в цене ранее очень дорогие исторические предметы из региона Месопотамии: Сирии, Египта, Ливии. Из-за военных действий на территории Северной Африки и разгула черных копателей рынок наполнился нелегальными артефактами.

• Видеоарт становится объектом коллекционирования. Например, в Берлине открылась частная коллекция видеоарта, который представлен уже как самостоятельный жанр.

• По-прежнему сохраняется интерес к творчеству импрессионистов, художников Парижской школы и к античным работам.

Фото :
  • Анна Кипель
Теги:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Вам срочно нужна квартира на сутки в Барановичи? Не переживайте, наш сайт предоставляет вашему вниманию множество отличных предложений, чтобы Вы смогли максимально быстро и выгодно, а главное, без посредников снять квартиру в Барановичах. Более детальную информацию вы можете получить на нашем сайте: sutkibaranki.by

OOO «Высококачественные инженерные сети» осваивает новейшие технологии в строительстве инженерных сетей в Санкт-Петербурге. Начиная с 2007 года, наша компания успешно реализовала множество проектов в области строительства инженерных сетей: электрическое обеспечение, водоснабжение и газоснабжение. Более подробная информация на сайте: http://spbvis.ru/