
Сложная задача — зацепить зрителя фильмом, в котором показывают 104 работы студии Люмьеров с закадровым комментарием. Интереснее этого, кажется, должно быть все на свете: от вкручивания лампочки и чтения этикеток слабительного до похода к стоматологу и обсуждения последних достижений в технике петанка. Не согласятся только киноманы, потому что увидеть редкие архивные работы родоначальников кинематографа — эстетское удовольствие.
Чем же зацепят «Люмьеры!» любителя дешевых мелодрам и дорогих сериалов? Во-первых, это красиво. Нет, серьезно. Братья Люмьер на ощупь вытворяли чудеса композиции, экспозиции в рамках отведенных 50 секунд экранного времени. Идеальный ракурс, точка съемки, фактурное черно-белое изображение. Особенно понравится поклонникам Instagram: вот как может выглядеть квадратный кадр, если перевернуть камеру с фронтальной на обычную и перестать снимать исключительно то, что ешь. Во-вторых, все 104 фильма отобраны вручную Тьерри Фремо, программным директором Каннского кинофестиваля. Комментарии ко всем работам написаны им же, а значит, полтора часа фильма превратятся в увлекательную лекцию о том, как зародилось самое массовое из искусств. Слово «лекция» здесь употреблено в своем наилучшем смысле — в том, о котором все чаще забывают отечественные университеты.
Фремо — не преподаватель, вещающий с кафедры, а приятный собеседник — вокруг таких принято собираться в малознакомой компании. Он шутит, подмечает любопытные детали, делится известными и не очень фактами, объясняет и проводит параллели. Выбирая форму антологии с закадровым комментарием, Фремо собирает не столько кино, сколько записывает блог. Не будем даже делать ставки на то, сколько просмотров он набрал бы: все-таки требовательный ютюбер подразумевает под «годным контентом» что-то из другой оперы.
Принято считать, что в 2017-м пересматривают немое кино либо студенты Академии искусств, либо заядлые киноманы. Или же те, кто ошибся дверью, когда шел в кино на «Темную башню». «Люмьеры!» доказывают, что ранний кинематограф может держать удар, когда со всех сторон наступают «елки» и «интерстеллары». Не будем лукавить: у линейной истории на полтора часа куда больше шансов на ваше внимание, чем у сотни фильмов по 50 секунд, вся история которых может быть в том, как красиво дым поднимается в воздух. Или как контрастно поезд делит кадр на две части. Но не знать, с чего начиналось кино, так же стыдно, как, например, путать Моне и Мане.
Кстати, о живописи. Фремо многократно в своих комментариях проводит параллели между творчеством Люмьеров и художников XIX–XX веков. Вот вылитый Огюст Ренуар, а это же сам Сезанн, или вот, смотрите, Писсарро. Этим он еще раз подчеркнет синтетичность кино, как искусства, которое сочетает в себе и живопись, и театр, и музыку, и фотографию. Фремо заражает тем, как знает и любит то, о чем говорит, как увлечен тем, что делает. И как гордится тем, что седьмое искусство родилось именно во Франции. А теперь вспомните, когда последний раз вы испытывали гордость, говоря о белорусском кино — что прошлого века, что настоящего.
Подчеркивает Фремо и еще одну важную деталь. Мы привыкли делить раннее кино на реалистичное люмьеровское и фантастическое мельесовское. Пожалуй, после «Люмьеров!» этот вопрос отпадет сам собой: вот перед нами знаменитый «Политый поливальщик», где герои намеренно актерствуют и обращаются к камере. Вот две версии «Выхода рабочих с фабрики», где повторяются одни и те же моменты, а значит, это не может быть документальной съемкой. Наконец, «Прибытие поезда» с фиксированными типажами. Фремо подчеркивает, что Люмьеры не документируют жизнь, как она есть, а с первых фильмов занимаются постановкой. То есть делают кино в понятном нам виде.
Интересно, что картина шла в прокате в том числе и в Минске. Ведь как раз Люмьеры, если верить истории, провели первый публичный показ на бульваре Капуцинок, 14. Тогда французам полюбилась идея массово ходить на киносеансы и смотреть движущиеся картинки на большом экране. Вряд ли Люмьеры полагали, что спустя 120 лет их кино можно будет скачать с торрента или посмотреть онлайн на планшете. Или что фильмом будет называться нечто вроде «Взломать блогеров». С таким же успехом можно принять за кино видеоинструкцию по сборке мебели. Или ролик про нерест карася. Ошибки эволюции, не иначе.
Режиссер: Борис Барнет
Фильмы Барнета всегда искренние и добрые, а герои в хорошем смысле наивные. «Дом на Трубной» — большое кино само по себе, но эпизод с демонстрацией делает его поистине гениальным. Никто ничего подобного ни до, ни после Барнета не делал.
Режиссер: Дзига Вертов
Документальный фильм Вертова считается революционным не только для советского кино, но и для мирового киноискусства. Здесь камера фиксирует один день из жизни города — и это выглядит так, что невозможно оторваться.
Режиссер: Чарли Чаплин
Надеемся, вы видели хотя бы один фильм Чаплина. Но если вдруг его творчество прошло мимо, даже завидуем: открывать для себя «Огни большого города» или «Малыша» — невыразимое удовольствие.
OOO «Высококачественные инженерные сети» осваивает новейшие технологии в строительстве инженерных сетей в Санкт-Петербурге. Начиная с 2007 года, наша компания успешно реализовала множество проектов в области строительства инженерных сетей: электрическое обеспечение, водоснабжение и газоснабжение. Более подробная информация на сайте: http://spbvis.ru/
Комментарии