18+

Камера! Мотор! «Люмьеры!»
15 декабря 2017 Кино, Культура

Камера! Мотор! «Люмьеры!»

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
«Большой» смотрит черно-белое документальное кино с архивными видео и уверяет, что это отличный выбор для вечера пятницы.

Сложная задача — зацепить зрителя фильмом, в котором показывают 104 работы студии Люмьеров с закадровым комментарием. Интереснее этого, кажется, должно быть все на свете: от вкручивания лампочки и чтения этикеток слабительного до похода к стоматологу и обсуждения последних достижений в технике петанка. Не согласятся только киноманы, потому что увидеть редкие архивные работы родоначальников кинематографа — эстетское удовольствие.

Чем же зацепят «Люмьеры!» любителя дешевых мелодрам и дорогих сериалов? Во-первых, это красиво. Нет, серьезно. Братья Люмьер на ощупь вытворяли чудеса композиции, экспозиции в рамках отведенных 50 секунд экранного времени. Идеальный ракурс, точка съемки, фактурное черно-белое изображение. Особенно понравится поклонникам Instagram: вот как может выглядеть квадратный кадр, если перевернуть камеру с фронтальной на обычную и перестать снимать исключительно то, что ешь. Во-вторых, все 104 фильма отобраны вручную Тьерри Фремо, программным директором Каннского кинофестиваля. Комментарии ко всем работам написаны им же, а значит, полтора часа фильма превратятся в увлекательную лекцию о том, как зародилось самое массовое из искусств. Слово «лекция» здесь употреблено в своем наилучшем смысле — в том, о котором все чаще забывают отечественные университеты.

Идеальный ракурс, точка съемки, фактурное черно-белое изображение. Особенно понравится поклонникам Instagram.

Фремо — не преподаватель, вещающий с кафедры, а приятный собеседник — вокруг таких принято собираться в малознакомой компании. Он шутит, подмечает любопытные детали, делится известными и не очень фактами, объясняет и проводит параллели. Выбирая форму антологии с закадровым комментарием, Фремо собирает не столько кино, сколько записывает блог. Не будем даже делать ставки на то, сколько просмотров он набрал бы: все-таки требовательный ютюбер подразумевает под «годным контентом» что-то из другой оперы.

Принято считать, что в 2017-м пересматривают немое кино либо студенты Академии искусств, либо заядлые киноманы. Или же те, кто ошибся дверью, когда шел в кино на «Темную башню». «Люмьеры!» доказывают, что ранний кинематограф может держать удар, когда со всех сторон наступают «елки» и «интерстеллары». Не будем лукавить: у линейной истории на полтора часа куда больше шансов на ваше внимание, чем у сотни фильмов по 50 секунд, вся история которых может быть в том, как красиво дым поднимается в воздух. Или как контрастно поезд делит кадр на две части. Но не знать, с чего начиналось кино, так же стыдно, как, например, путать Моне и Мане.

Кстати, о живописи. Фремо многократно в своих комментариях проводит параллели между творчеством Люмьеров и художников XIX–XX веков. Вот вылитый Огюст Ренуар, а это же сам Сезанн, или вот, смотрите, Писсарро. Этим он еще раз подчеркнет синтетичность кино, как искусства, которое сочетает в себе и живопись, и театр, и музыку, и фотографию. Фремо заражает тем, как знает и любит то, о чем говорит, как увлечен тем, что делает. И как гордится тем, что седьмое искусство родилось именно во Франции. А теперь вспомните, когда последний раз вы испытывали гордость, говоря о белорусском кино — что прошлого века, что настоящего.

Не знать, с чего начиналось кино, так же стыдно, как, например, путать Моне и Мане.

Подчеркивает Фремо и еще одну важную деталь. Мы привыкли делить раннее кино на реалистичное люмьеровское и фантастическое мельесовское. Пожалуй, после «Люмьеров!» этот вопрос отпадет сам собой: вот перед нами знаменитый «Политый поливальщик», где герои намеренно актерствуют и обращаются к камере. Вот две версии «Выхода рабочих с фабрики», где повторяются одни и те же моменты, а значит, это не может быть документальной съемкой. Наконец, «Прибытие поезда» с фиксированными типажами. Фремо подчеркивает, что Люмьеры не документируют жизнь, как она есть, а с первых фильмов занимаются постановкой. То есть делают кино в понятном нам виде.

Интересно, что картина шла в прокате в том числе и в Минске. Ведь как раз Люмьеры, если верить истории, провели первый публичный показ на бульваре Капуцинок, 14. Тогда французам полюбилась идея массово ходить на киносеансы и смотреть движущиеся картинки на большом экране. Вряд ли Люмьеры полагали, что спустя 120 лет их кино можно будет скачать с торрента или посмотреть онлайн на планшете. Или что фильмом будет называться нечто вроде «Взломать блогеров». С таким же успехом можно принять за кино видеоинструкцию по сборке мебели. Или ролик про нерест карася. Ошибки эволюции, не иначе.

Еще три фильма, если вам понравились «Люмьеры!»

«Дом на Трубной», 1928

«Дом на Трубной», 1928

Режиссер: Борис Барнет

Фильмы Барнета всегда искренние и добрые, а герои в хорошем смысле наивные. «Дом на Трубной» — большое кино само по себе, но эпизод с демонстрацией делает его поистине гениальным. Никто ничего подобного ни до, ни после Барнета не делал.

«Человек с киноаппаратом», 1929

«Человек с киноаппаратом», 1929

Режиссер: Дзига Вертов

Документальный фильм Вертова считается революционным не только для советского кино, но и для мирового киноискусства. Здесь камера фиксирует один день из жизни города — и это выглядит так, что невозможно оторваться.

«Огни большого города», 1931

«Огни большого города», 1931

Режиссер: Чарли Чаплин

Надеемся, вы видели хотя бы один фильм Чаплина. Но если вдруг его творчество прошло мимо, даже завидуем: открывать для себя «Огни большого города» или «Малыша» — невыразимое удовольствие.

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

OOO «Высококачественные инженерные сети» осваивает новейшие технологии в строительстве инженерных сетей в Санкт-Петербурге. Начиная с 2007 года, наша компания успешно реализовала множество проектов в области строительства инженерных сетей: электрическое обеспечение, водоснабжение и газоснабжение. Более подробная информация на сайте: http://spbvis.ru/