18+

Боуи не ошибся. За что рэпер Kendrick Lamar получил Пулитцеровскую премию?
30 мая 2018 Культура, Музыка

Боуи не ошибся. За что рэпер Kendrick Lamar получил Пулитцеровскую премию?

  • 2
  •  
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
Да, это альбом прошлого года, но после того, как он получил Пулитцеровскую премию, на него резко обратили внимание: рэпер выиграл премию для публицистов? Поскольку это первый хип-хоп-альбом, получивший Пулитцера, мы решили объяснить, почему победа Ламара так важна и при чем тут Дэвид Боуи.

Kendrick Lamar DAMN.
Kendrick Lamar

DAMN.

Первый рэпер в истории музыкального Пулитцера растревожил не только местных меломанов, но и американцев: премию давали в основном классическим композиторам. И крайне редко — джазменам: повезло джазовой глыбе Уинтону Марсалису и авангардистам Орнетту Коулману и Генри Тредгиллу. Иногда везло минималистам: премию получали Дэвид Лэнг (тут же сказав, что она растеряла тот престиж, который до сих пор хранит в областях журналистики и литературы) и Стив Райх. То есть это была такая формальная тухловатая вещь — музыкальный Пулитцер: сейчас премия освежилась и не зря сравнивается критиками с историей про Нобеля и Боба Дилана.

Самое время вернуть социальный момент в премию. Журналистского Пулитцера получили истории, о которых мир говорил весь прошлый год: расследования в области вмешательства России в выборы Трампа, скандалы с Харви Вайнштейном. Альбом DAMN. многие из нас тоже слушали весь прошлый год. И, конечно же, хип-хоп в смысле социальной нагрузки ближе всего к арт-публицистике: Ламар продолжает выдавать жгучую, но, что важно, понятную всем лирику о социальной несправедливости. И, несмотря на яркость формулировки комитета премии — «виртуозная коллекция песен, объединенная вернакулярной аутентикой и ритмической динамикой, создающих впечатляющие образы, отражающие сложность современной афроамериканской жизни», — вообще-то это можно сказать и о прошлых двух альбомах Ламара. А вот почему жюри премии, которая выдается за гражданское мужество, экстраполировало этот принцип на ранее нейтральную область музыки, то, скорее всего, это исторически продиктованный выбор в нынешнее время — превратить формальность в жест, в позицию. Да, утверждает жюри (в рядах которого классические музкритики и академические композиторы вроде того же Лэнга), хип-хоп — это актуальная музыка об американской современности, это своего рода публицистика. И да, это искусство.

Ну и к вопросу об искусстве — альбом действительно сильный: Ламар отличный сторителлер (он рассказывает, но не навязывает), у него мощные образы и не такая уж простая музыка. Дэвид Боуи фактически успел благословить Ламара: презентуя свой последний альбом Blackstar, сказал, что вдохновлялся черным джазовым авангардом и альбомом Ламара To Pimp A Butterfly. Переслушайте Blackstar, а потом послушайте To Pimp A Butterfly — тут же сложится пазл!

Альбом DAMN. сложнее предшественника: он глубже, надрывнее, ироничнее и прямолинейнее. Тем не менее в нем нет злобы и отчаяния, и — то, о чем упоминал Боуи — там отличная мелодика и ритмика, которая основана, конечно же, на джазе, еще одном отвергаемом Пулитцеровской премией направлении.

Джазовая скрипачка Регина Картер, которая была в жюри премии, так прокомментировала победу Ламара: «Конечно, многие отреагировали, подняв бровь: мол, хип-хоп — не музыка. Но это американская форма искусства, как ее можно исключить из контекста, это же наша история! И не важно, на какой вы стороне в смысле политики, этот альбом говорит о мерзости, в которую погрузился мир, и говорит творчески!»

  • 2
  •  
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

OOO «Высококачественные инженерные сети» осваивает новейшие технологии в строительстве инженерных сетей в Санкт-Петербурге. Начиная с 2007 года, наша компания успешно реализовала множество проектов в области строительства инженерных сетей: электрическое обеспечение, водоснабжение и газоснабжение. Более подробная информация на сайте: http://spbvis.ru/