18+

Что почитать? Рэп
21 февраля 2019 Культура

Что почитать? Рэп

  • 7
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

«И вот уже академики чешут плеши, погоны свистят в свисток, румяные домохозяйки зеленеют при слове «рок». Так было. «Здесь льются слезы матерей и льются слезы дочек, здесь льется кровь пацанов, это — страна-заточка». Так стало. Артем Фандо разбирается, почему рэп стал главной музыкой в русскоязычном пространстве.

«ГДЕ ТА МОЛОДАЯ ШПАНА, ЧТО СОТРЕТ НАС С ЛИЦА ЗЕМЛИ?»

Напиши книгу — ее мало кто прочтет, даже если ты Пелевин. Напиши картину — она станет событием, только если во время торгов ее пропустят через шредер. Но в русскоязычном пространстве до чего-то сопоставимого еще не додумались. Объяви себя акционистом и выбеги в полицейской форме на футбольное поле во время чемпионата мира — и тебя, может, даже будут обсуждать дня три.

Хочешь высказаться — выпусти трек. Сегодня музыка стала важнейшим из искусств, главным способом сделать заявление, если тебе есть что сказать. Фокус в том, что не на каждое заявление готова реагировать широкая аудитория. Рок-н-ролл мертв. Панк в андерграунде. Чтобы оказаться на передовой, привлечь внимание не только правоохранительных органов, но и большого количества людей, нужно зачитать рэп. Если повезет, можно даже стать символом времени — власти начнут тебя запрещать, а народ — любить.

Вот типичный для сегодняшней России случай.

Нижний Новгород. Во Дворце культуры ГАЗ идет концерт. Вдруг — заминка. На сцену передают записку: в помещении находится взрывное устройство. Зрителей выводят. Вместо них, откуда ни возьмись, появляются сотрудники ОМОНа с собаками и тридцать минут ищут бомбу. Люди все это время пребывают в растерянности: ждать, возмущаться или идти домой? Кто-то курит, многие затягивают перед входом в ДК хиты выступающей группы.

К музыкантам подходит человек и представляется начальником местного УВД. Говорит, что взрывное устройство найдено и концерт продолжить не получится. Тем не менее письменное распоряжение за собственной подписью предоставить отказывается, а когда замечает, что его снимают на камеру телефона, быстро исчезает…

ОМОН ничего не нашел. Собаки тоже. Концерт удалось доиграть.

Еще в 2010-м Владимир Путин считал важным устроить в Кремле встречу с рок-исполнителями. А в 2018-м депутаты Госдумы уже пригласили к себе рэперов и попытались наладить с ними диалог. Чувствуют, с кем надо договариваться

Хаски? Фейс? GONE.Fludd?

Это вообще не про рэп. В апреле 2017 года в Нижнем Новгороде такими методами пытались разобраться с «Машиной времени», которой в 2019-м стукнет уже 50 лет. Причем не во всех городах дела у группы складывались настолько удачно. В Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Красноярске, Самаре, Томске — да много где — концерты срывались еще на стадии планирования.

С 2014-го, когда Андрей Макаревич громко поддержал Украину в крымском вопросе, «Машина времени» испытывает в России столько проблем, что ни одному рэперу и не снилось… Тем не менее это не то чтобы проходит мимо, но повесткой дня не становится. А зажим рэпа — становится.

Рок-высказывание сегодня уценено, оно потеряло масштаб. И что фатальнее всего — перебралось в газетные интервью и на личные страницы рокеров в «Фейсбуке». Самые радикальные из старой гвардии Макаревич и Шевчук свои лучшие вещи написали от двадцати до сорока лет назад. Парадокс: они до сих пор регулярно выпускают альбомы, но публике, кроме «Поворота» и «Метели», предложить нечего. Их ответы на вопросы журналистов, к сожалению, уже давно более востребованы, чем новое творчество.

«Где та молодая шпана, что сотрет нас с лица земли?» — пел с 1981 года Борис Гребенщиков. Дождался.

русский рэп обзор Артема Фандо

«Я БУДУ ПЕТЬ СВОЮ МУЗЫКУ»

Когда краснодарский клуб Bounce обесточили, рэпер Хаски вышел на улицу, забрался на крышу автомобиля и вместе с фанатами начал читать: «Я буду петь свою музыку, самую честную музыку». Долго импровизированный концерт не продлился — полиция стащила рэпера на землю и увезла в отделение.

Все случилось 21 ноября 2018 года. 22-го Хаски присудили двенадцать суток. Под арестом он провел четверо. За это время Оксимирон, Баста и Noize MC организовали концерт в поддержку Хаски, собрав в московском «Главклубе» три тысячи человек — билеты разобрали за один день. В конце выступления на сцену вышло еще около пятнадцати известных рэперов. В зале бродил с пивом и фотографировался со всеми желающими Навальный. Трансляция концерта только в «ВК» собрала почти четыре с половиной миллиона просмотров.

Баста, как признался сам, с Хаски даже незнаком. Однако ни это обстоятельство, ни регулярное участие в проектах «Первого канала» и фантастическая осторожность в высказываниях не помешали Васе Вакуленко вписаться за Диму Кузнецова.

Концерт начался, когда Хаски уже выпустили на свободу, и прошел мирно-красиво. Тем не менее в эти дни российские рэперы продемонстрировали, что, несмотря на личные разногласия, готовы при случае объединиться. Что они могут действовать оперативно и масштабно. Что за ними стоит огромное количество людей. А когда бухтит много народу, у власти недовольно кривится лицо: это всегда хлопотно.

Для нее, власти, российский рэп совершенно неожиданно вырос над собой. Ведь он стал по-настоящему большим явлением уже несколько лет как, но среди молодежи. В верхних слоях атмосферы на него внимания не обращали. Ну, рэп-баттлы, клеймят матерно друг друга. Ну, поют что-то про алкоголь, секс и наркотики. Все это баловство, пубертат — пройдет.

Однако новое поколение рэперов повзрослело — и их тексты вместе с ними. «Я курю, и мне по*уй, я бухаю, и мне по*уй. Жру таблетки, и мне по*уй», — повторял, как мантру, Фейс в 2017-м. «Мне предлагали деньги, они были в нашей крови. Чтоб рекламировать всех тех, кто нас в ней утопил», — первые две строчки первой же песни из нового альбома Фейса в 2018-м. Дальше — в том же духе еще 23 минуты 10 секунд.

А у человека полмиллиона подписчиков в YouTube, и у клипов по 30 миллионов просмотров. И все эти люди сейчас будут слушать не про «курю-бухаю», а про «кровь» и «тех, кто в ней нас топит». Неприятно, конечно. Власть тоже послушала и поняла, что когда-то где-то что-то упустила. Решение проблемы в таких случаях простое — запретить. Но так как сейчас не Советский Союз, разумеется, площадкам не запрещают работать с определенными артистами — лишь не рекомендуют. Как-никак XXI век.

В общем, даже на высшем уровне признали российский рэп-феномен. Еще в 2010-м Владимир Путин считал важным устроить в Кремле встречу с рок-исполнителями (помните, как его мучил вопросами Шевчук?). А в 2018-м депутаты Госдумы уже пригласили к себе рэперов и попытались наладить с ними диалог. Чувствуют, с кем надо договариваться.

Вероятно, Гребенщиков изъясняется глубже, а Земфира лучше попадает в ноты, но рэп сегодня звучит честнее

«МОЯ СТРАНА — ЭТО ОДНА БОЛЬШАЯ ЗОНА»

На самом деле альбом «Пути неисповедимы» — фантастический щелчок в голове 21-летнего Фейса (в миру — Ивана Дремина). В старших классах он был футбольным хулиганом, придерживался правых взглядов и бегал с ножом за людьми кавказской национальности. После школы завалил ЕГЭ и никуда не поступил. Оказалось, это путь к успеху.

Не лучший пример для подражания, но артист и не является ролевой моделью. Артисту даже необязательно быть интеллектуалом. Его задача — максимально точно отразить окружающую действительность. Для этого не всегда нужно много ума. Как футболисту не требуется докторская степень, чтобы быть гением на поле.

Не зря примерный выпускник Оксфорда Оксимирон, выпустив в 2015-м блестящий альбом «Горгород», вот уже четвертый год не представляет, чем заняться дальше. Ему не удается прочувствовать момент, как более молодым и злым парням нового поколения. У них пока нет большого багажа, они просто описывают то, что видят вокруг.

У рока, кстати, те же проблемы. В 90-х Шевчук пропустил через себя и гражданскую войну, и танки на Красной площади, и Чечню — и был голосом эпохи. А сейчас отстраненно живет в деревне Лебедевка, откуда очень тяжело резонировать со страной.

Героями нулевых стали Земфира, «Би-2», «Мумий Тролль». Они вообще не несли какого-то глубокого месседжа. Особенно первые двое. Их тексты были восхитительны, афористичны, захватывающи и при этом совершенно бессмысленны. Зато это было элегантно и к тому же звучало свежо и необычно в музыкальном плане, кардинально отличаясь от старых песен о главном из телевизора. Однако меняться со временем что у Земфиры, что у «Би-2» (не считать же серьезным изломом фит с Оксимироном) получается плохо. Что особенно неприятно — приходится уступать себе же 15-летней давности.

И вот пока Земфира записывалась в лондонской студии (потому что, по ее словам, российские музыканты не умеют играть), на сцену вышли Фейс, Хаски — и заняли нишу. Они прочувствовали, что нужно сказать и сделать, а Земфира — нет.

Причем социально-политическое заявление — вовсе не необходимое условие успеха. Зачастую оно идет (если вообще идет) в нагрузку ко всему остальному, ради чего люди приходят на концерты. Ведь на самом деле не так много рэперов заботит политическая повестка дня. Фейс или Хаски — это, скорее, исключения из правила.

рэп обзор Артема Фандо

«Я СДЕЛАЛ БИТ, ЧТО СТОИТ БОЛЬШЕ ДОМА МОЕЙ МАМЫ»

Скриптонит вообще не из тех, кто закладывает в свои треки подтекст, и тем не менее он является одним из главных рэперов прямо сейчас. Рэпер использует довольно незамысловатые средства, чтобы рассказать, как туго ему жилось в Павлодаре. Как потом пришли большие деньги. И что в конечном счете все это — пыль. Но тексты не так и важны, учитывая, что с его манерой исполнения слов в песнях все равно не разобрать. Для него гораздо важнее музыка. Земфира от рэпа.

Скриптонит не протестует против чего-то конкретного. Вряд ли вообще задумывается об этом. Однако сам факт его существования (как и всей рэп-тусовки) и есть протест — против устаканившегося порядка вещей.

Современное общество — конкретное и резкое. Оно требует таких же художественных форм. Ему скучно разговаривать на языке Игоря Николаева. «Умчалась юность бедная за даль туманных звезд, и за любовь последнюю я поднимаю тост». Или поддерживать размеренный темп Андрея Макаревича — человеку все-таки уже 65, ему надо обстоятельно.

Рэп общается со слушателем живым языком. Если это подразумевает мат и надрыв, значит, с матом и надрывом. Вероятно, Гребенщиков изъясняется глубже, а Земфира лучше попадает в ноты, но рэп сегодня звучит честнее. Эта честность и подкупает публику. К тому же молодежи гораздо понятнее сверстники, чем тараканы тех, кому за сорок или даже за шестьдесят. Чем те, кто едет делать запись одного трека в Англию или на Кубу с местными музыкантами, чтобы звучало качественно. Широкой аудитории, которая выбирает YouTube, рэп-простота намного ближе.

«Мы из костей и крови (крови!). Из мяса, ненависти и любви. Мы хотим считать деньги, а не дни».

Так новому поколению понятнее.

 

ЧЬИ КОНЦЕРТЫ ОТМЕНЯЮТ В РОССИИ?

Face

ФЕЙС

В 2018 году у Фейса отменили лишь один концерт — в Новосибирске. Самое забавное — вовсе не по политическим причинам. Дело было в марте, а резонансный альбом «Пути неисповедимы» вышел только осенью. А причины отмены бытовые. Полиция нагрянула в последний момент и потребовала: а) не пускать в клуб лиц младше 16 лет; б) уложиться с концертом до 22.00. По расчетам, на выступление оставалось 15 минут…

Кстати, в 2017-м концерт Фейса был отменен и в Минске — Генпрокуратура отреагировала на обращение одной мамы фаната. Формулировка такова: тексты песен изобилуют ненормативной лексикой, в них прослеживается открытое пренебрежение моральными и культурными ценностями, принятыми в современном цивилизованном обществе. Пропагандируется разнузданность в сексуальных отношениях, пренебрежение к женщинам, институту семьи, школы. Да, раньше Ваня Дремин был именно таким. Причем в Минске он был готов выступить без мата, но клуб «Брюгге» предпочел закрыться по техническим причинам.

Хаски

ХАСКИ

Дмитрию Кузнецову в 2018-м пришлось гораздо сложнее. Его выступление отменили в Тольятти — прокуратура угрожала клубу санкциями. Затем в Ростове — полиция пришла во время концерта и отрубила звук и свет. Затем в Краснодаре — прокуратура намекнула, что не следует потворствовать экстремистской деятельности. Затем в Волгограде (без объяснения причин) и в Вологде — правоохранительные органы пригрозили клубу закрытием… Причем вряд ли власти напрягает ненормативная лексика: с матом, как показывает практика, управленцы вполне готовы мириться. Скорее, агрессивный текст и строчки вроде «я не хочу быть красивым, не хочу быть богатым. Я хочу быть автоматом, стреляющим в лица». Звучит угрожающе. К тому же отношение к нынешней власти Хаски выражает довольно определенно. В результате Кузнецову даже пришлось провести четверо суток в краснодарском отделении полиции.

gone.fludd

GONE.FLUDD

Александр Смирнов — это рэп, где настроение нокаутом побеждает содержание. Это весело, это ярко, это кислотно. Это безобидно, если не считать большой проблемой нецензурную лексику. Тем не менее именно мат стал причиной отмены выступлений в Иркутске (дважды), Улан-Удэ и Петрозаводске. Ситуация каждый раз повторялась: прокуратура требовала поднять возрастной ценз до 18+ — и площадка отменяла концерт, чтобы не нажить себе проблем. Сам Смирнов требовал объяснений у правоохранительных органов, но ничего не добился.

IC3PEAK

НЕ РЭП

Даже больше рэперов в 2018 году страдали группы IC3PEAK и «Френдзона». Первые — экспериментальные электронщики. Их жизнь, скорее всего, была бы намного проще, если бы не антигосударственный клип «Смерти больше нет», собравший 15 миллионов просмотров в YouTube. «Выхожу на улицу гладить кота, а его переезжает тачка мента», — спели ребята и нажили себе проблем на всей территории России.

«Френдзона» — проект с четкой целевой аудиторией: школьники. Они и сделали группу популярной в интернете, но клубам неохотно разрешают давать площадку «Френдзоне», чтобы та пела подросткам про секс, алкоголь и однополые отношения.

Кроме того, в 2018-м пострадали несколько панк-фестивалей и выступление «Пошлой Молли»: во время выступлений вламывался ОМОН, клал зрителей лицом в пол, искал наркотики. У кого еще они могут водиться, как не у панков?

В ушедшем году пострадали даже поп-исполнители: Ольгу Бузову не пустили во Владикавказ, а Егора Крида — в Махачкалу. Местные власти решили, что для здоровья граждан будет полезнее не слушать ни ту, ни другого.

Иллюстрация :
  • Asterman
  • 7
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Вам срочно нужна квартира на сутки в Барановичи? Не переживайте, наш сайт предоставляет вашему вниманию множество отличных предложений, чтобы Вы смогли максимально быстро и выгодно, а главное, без посредников снять квартиру в Барановичах. Более детальную информацию вы можете получить на нашем сайте: sutkibaranki.by

OOO «Высококачественные инженерные сети» осваивает новейшие технологии в строительстве инженерных сетей в Санкт-Петербурге. Начиная с 2007 года, наша компания успешно реализовала множество проектов в области строительства инженерных сетей: электрическое обеспечение, водоснабжение и газоснабжение. Более подробная информация на сайте: http://spbvis.ru/