18+

Шнуровка для зрителя
11 июля 2017 Культура

Шнуровка для зрителя

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
Лет 15 назад при прослушивании альбома группы «Ленинград» хотелось тупо забухать и снять телочку. Теперь перед просмотром видеоклипов, запущенных Сергеем Шнуровым через фактически сериальный конвейер, хочется то ли бежать в аптеку за сердечными каплями, то ли развалиться в офисном кресле с попкорном, обязательно закинув ноги на стол, — это все-таки Шнур. «Большой» пригласил в гости культуролога Максима Жбанкова, в компании которого просмотрел ряд работ «Ленинграда» за последние несколько лет. Поднадоевший «Экспонат» даже не включали в список, чтобы случайно не заговорить на языке, на котором Шнур поет.

Жбанков

P.S. Во время просмотра столы в редакции от подошв ботинок не пострадали, с нашей психикой также все в порядке. В порядке, мы сказали!

Кольщик

Прием возвратного действия — не новый: я еще лет 15 назад в кинотеатре «Победа» смотрел европейские короткометражки с Берлинского фестиваля, снятые по такому же принципу. Видел что-то похожее в дорогих клипах какого-нибудь Рики Мартина. Нового ничего здесь нет, просто технический прием привязан к российскому контенту. Когда я смотрел на черный дым над цирком, у меня в памяти сразу всплыла история с мюзиклом «Норд-Ост»; впечатление усилилось, когда появились ребята с автоматами. На самом деле этот видеоряд абсолютно жуткий, страшный. Если отвлечься от песни, сразу видишь, что картинка на нее никак не работает и никак с ней не связана. Это какая-то дискотека в сумасшедшем доме, где вместе файеров раздают реальные ручные гранаты. Как ни странно, абсолютно адекватная иллюстрация той России, которая все в большей степени начинает себя бояться. Это приговор и стране, и русской поп-культуре, и самому Шнуру, который, как та ряженая обезьяна в клипе, выполняет одни и те же трюки. Здесь нет завтра, нет развития, есть только глобальный реплей. Есть версия клипа, когда та же картинка запущена в правильной хронологической последовательности под ту же музыку и ничего вообще не изменилось. Разрыв музыки и видео делает их необязательными не только друг для друга, но и для потребителя. Еще один сетевой трюк, абсолютный олдскул по стилистике. Сложилось впечатление, что это не музыкальное видео, а случайная встреча в рюмочной Шнура и режиссера: пили, пока дым из ушей не пошел, а потом: «Камера! Мотор! Поехали!»

Максим Жбанков о Шнуре

Последние лет пять Шнуров для меня решительно перестал быть интересным как музыкант: он продает легкую мелодику, сделанное им банально и неинтересно. Это пляски вокруг продавца горячих пирожков на Комаровском рынке. Покупка на треш, на достаточную энергетическую убогость — то, что проще сделать с постсоветской публикой, которая так и не стала европейской. Шнур работает на этом поле.

Экстаз

Банальный мелодичный хук с историей про то, как русские учатся друг друга любить и у них ничего не получается. Согласен с одним из сетевых комментариев, что клип делит нацию на два сообщества: первая свалила, вторая занимается шиномонтажом — и они друг друга не поймут. Но фишка в том, что и те и другие одинаково неинтересны: картинная пролетарская правда в комплекте с такой же картинной богатой жизнью новых русских. Они остались кем были, только нарастили финансы, получили шенгены, освоились в Штатах. Куда и вывезли собственные бред, ограниченность, элементарную зацикленность на примитивных плакатных схемах: устрицы, дорогие костюмы, автомобили. Хотите поговорить о высоком — покажите балет. Но чтобы вы не забыли, что это Шнур, мы включим пару скользких разговоров и обязательно посадим в кадр чувака из «Модного приговора». Это такое агрессивное прочтение ленинградской тусовкой победной московскости, причем и то и другое оказывается одинаково ущербным и конфликтным. Нужна ли была в клипе актриса Ходченкова? Конечно, это случай, когда куцый и банальный сценарий, неотточенная провинциальная картинка усиливаются за счет медийных персонажей. В этой ситуации авторы работают в режиме присвоения чужой репутации, ауры. Посмотришь на актрису — вспомнишь про клип. Больше зацепиться не за что — ни за картинку, ни за музыку: Шнур в данном случае, как и в ряде других последних работ, гонит примитивный грубый попс, слабо организованный, с предсказуемым набором слов и слащавым дамским вокалом. По интонации это какая-то Жанна Рождественская образца 1978 года. Ставить на поток материал, который работает в режиме тиражирования банальностей и абсолютной необязательности того, что делается, — серьезная ловушка: такой материал при многократном повторе делает необязательным собственного автора.

ЗОЖ

Мне в этом клипе не хватило сумасшествия. Вроде бы брутальные сюжеты, понятно, над чем смеяться, но, во-первых, все же не смешно; во-вторых, абсолютно зализанная картинка, совершенно неинтересная постановка. Какой-то сумасшедший «Мосфильм». Если ты снимаешь про то, как вышибаются мозги и отлетают ноги, возьми ручную камеру: не вози ты ее по рельсам, не делай вычищенную визуалку — пусть она будет безумной! Возможно, весь ролик следовало бы сделать, как последний фрагмент, в виде псевдодокументальной съемки. А так сложилось впечатление, что у Шнура и у тех, кто делал картинку, разная температура тела: у Шнурова под сороковник, у режиссера и группы — ниже нормы. Работа техничная, хладнокровная, безразличная к тому, что происходит в кадре. Такой мягкий конвенциональный трешачок, комфортное маленькое хулиганство — аккуратное и абсолютно не страшное. Послушаешь песню и пойдешь дальше есть свой салат и пить экологический кофе, а кто бухал — так и будет бухать. На самом деле всем все равно: ролик никому не мешает и идеально комфортен для каждого. Ты хочешь показать, как хорошо гримируют твои ребята, как они грамотно рисуют разбитые головы и оторванные ноги? Спасибо, я без этого точно обойдусь. Если мне захочется угара, я посмотрю Кустурицу или послушаю Бреговича. А у Шнурова вариант, как мне кажется, компромиссный и для меня абсолютно неинтересный. Да, поплясали, поиздевались над ЗОЖем. Но мне все понятно было на первой минуте, зачем продолжать? Говорите, может Шнур к «Кольщику» так готовился? Хорошо, а что потом? Наверное, только вторжение инопланетян, от которых Шнуров будет отбиваться пустыми бутылками. Надо будет либо уходить в запредельный треш, либо не выделываться и снимать глянцевую московскую визуалку.

Максим Жбанков о Шнуре

Пробуксовка, которая в последнее время присутствует в музыкальном материале Шнура, позволяет говорить об определенной исчерпанности потенциала, поэтому музыкант и занимается воспроизводством собственной мифологии. Это можно делать через телешоу, в которых Шнуров регулярно появляется, через видеоклипы, которые больше, чем песня и музыка, и даже больше, чем музыкант Шнур. Фактически сейчас происходит агрессивное обустройство медийного тела вокруг этого персонажа, который, возможно, уже не имеет внутренних ресурсов развития.

Отпускная

Хвалить клип только потому, что его делали наши ребята из Partizan Production — дурная тактика. Послушать Шнура всегда приятно — он энергичен и талантлив, но картинка ничего не добавила: это банальная построчная экранизация песни. Две кассирши, пляшем, пьем… Если зажмуриться и послушать песню, получишь практически тот же эффект. В отличие от «Кольщика» нет своего внутреннего сюжета, это скорее слайд-шоу вдогонку музыке. Ну Галыгин и Галыгин. Шнурова я, может быть, захочу еще послушать, а еще раз увидеть Галыгина — нет, ни с усами, ни без усов. Чтобы смотреть клип под такую музыку, мне надо, чтобы он искрил, горел. Как Шнур искрит и горит в лучших проявлениях. А зачем музыке такая картинка? Да и неужто клипы по-прежнему обеспечивают продажи на российском рынке? Сомневаюсь, поскольку вижу, как прежде популярные музыкальные каналы закрываются, меняются, начинают показывать игровые сериалы. А если работа рассчитана на сетевой эффект, то для этого все слишком громоздко, кучеряво — у нынешнего контента другие скорости, он более смешной и легкий. Здесь же — тяжеловесный перепляс, и тут белорусы (в клипе белорусские актеры. — «Большой») как мастера жизни в стиле слоу мо вполне уместны. Они тормозят и буксуют, примерно как та картинка, которую мы сейчас видим. Хочется взять редакторские ножницы, все перекроить, ускорить, добавить психоделической ауры и в конце вывести Шнура в кружевном белье. Нынешний вариант никчемный, тут, как в «Кольщике», все идет обратно. Но мне не нужно глобальное дежавю — я не хочу назад, я там уже был.

Дорожная

Тут нет ни тигров, ни массовки, ни обратки, но на самом деле смотрится поинтереснее, чем просмотренные ранее клипы. Может, потому, что здесь есть Шнур, а на него всегда хочется смотреть, даже если он ничего не делает или просто снимает штаны. В рамках сюжета и довольно средней песенки он — смысловое ядро, привлекающее внимание. Если умничать и играть в ассоциации, то суть клипа примерно как у Феллини в «Восемь с половиной» или у Трюффо в «Американской ночи» — рассказ о том, как не получается. Что-то делается, но не то, потом вроде бы идет, но не туда. Это воспринимается зрителем как личное, а не просто картинка про то, как Шнур репетирует, в итоге понимая, что ему проще сыграть самому, чем объяснить кому-то, что ты имеешь в виду. В конечном итоге мы все проживаем свою недопетую песню, нас периодически обламывают на полуслове, мало кому интересно, что и когда мы говорим. Даже если нам дают слово, это выглядит как идиотка-балерина в клипе на фоне ряженого идиота-вокалиста, который убивает все. История любопытна как раз за счет узнаваемости ситуации абсурда, постоянного облома и незавершенности. Как ни странно, общий эффект клипа умнее и песни, и визуалки: он создает возможность такого альтернативного прочтения. Тут есть загадка для тех, кому нужно что-то большее, чем глобальное «умца-умца». Даже когда в середине обрывается музыкальный ряд и начинается разговорная вставка, это — в отличие от «Экстаза» — не выглядит искусственно, а воспринимается как естественное продолжение сюжета. Эффект от просмотра клипа приходит не сразу, но он более устойчив, чем простое наблюдение за взрывающимися клоунами, пляшущими тиграми и разлетающимися на куски машинами спецслужб. Тот случай, когда меньше значит больше.

Максим Жбанков о Шнуре

Сюжетные клипы Шнурова легко считать сериалом. Количество серий будет зависеть от готовности публики воспринимать эту стилистику и подачу. А также от способности авторов создавать востребованный продукт определенного уровня сложности. У российской публики, в отличие от европейской, сильны инерционные вкусы: она элементарно не продвинута, мало любопытна и привычна к регулярным поставкам того же самого. Идеальная паства глобального «Макдоналдса», когда можешь пробовать суши, но берешь бигмак, потому что за 20 лет к нему привык. Неготовность публики рисковать и расширять свой опыт порождает инерционных артистов. Поэтому тот же Шнур расширяет территорию своего присутствия количественно, но не качественно. Он продает себя прежнего, только дополненного новыми гаджетами. Это может длиться вечно, пока сонный однообразный зритель способен будет принимать только простые сигналы и одноразовые аттракционы.

В Питере пить

Эффектный клип, где все работает друг на друга: ритм песни задает ритм монтажу, характер — визуалке, усиливает картинку. Есть четко выраженная эмоциональная волна, которая получает воплощение в том, что и как показано. Текст вроде бы очень простой, но попробуй покажи его на экране. Вот здесь возникает интересная полифония: переплетаются пять типажей со своими историями. Они друг другу не мешают, а, наоборот, усиливают общее впечатление: да, все пьют, но при этом все такие милые ребята. Здесь нет того, о чем говорили раньше — банальной экранизации каждой строчки, тут идет создание картинки, равной по силе звуку. После просмотра клипа хочется включить его заново, настолько он обаятельный. Хороша и концовка: музыка закончена, можно успокоиться, но идет продолжение истории — туманное утро, возвращение домой гудевших до утра людей. Сразу в голове возникает цоевское «Видели ночь», другие ассоциации — мы все когда-то так возвращались после гулянок. По сути, это история не про Питер, а про то, что человек время от времени имеет право вырубать программу. История богаче и песни, и клипа — это рассказ о внутренней свободе. При этом в клипе все органично: есть Шнур, но он не перетягивает одеяло на себя, не мешает другим персонажам. Если бы его тут даже просто включили в общую подтанцовку, он, как мощный харизматик, все равно бы всех перебил. А так он запускает клип и отходит на задний план — он все сделал. Режиссер создал действительно умную картинку, максимально информативную и привлекательную. Видно, что человек мыслит покадрово, это та интенсивность мышления, которая позволяет относиться к проделанной работе с уважением. Когда создается эффект соучастия, это означает, что автор победил. Он не приманил тебя тиграми и клоунами. Он тебя завел, и дальше ты работаешь в режиме его заводки. Очень теплое кино.

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

OOO «Высококачественные инженерные сети» осваивает новейшие технологии в строительстве инженерных сетей в Санкт-Петербурге. Начиная с 2007 года, наша компания успешно реализовала множество проектов в области строительства инженерных сетей: электрическое обеспечение, водоснабжение и газоснабжение. Более подробная информация на сайте: http://spbvis.ru/