
Пока Комитет госконтроля проводит мониторинг мастерских художников и дизайнеров, мы узнаем у последних, что они по этому поводу думают.
— Для меня в этой ситуации нет ничего неожиданного. Просто в стране заканчиваются деньги. И ЖЭСы любыми возможными и невозможными способами пытаются эти деньги найти.
Художники должны внимательно читать договор, ведь изменение ценообразования должно согласовываться двумя сторонами. Если стоимость повышается и уходят какие-то льготы, то должно быть прописано, на основании чего. То, что Владимиру Цеслеру выставили ценник в полторы тысячи долларов, просто незаконно и странно. Полторы тысячи за мастерскую — это очень кучеряво. За эти деньги или вообще совсем за другую сумму можно снять помещение в бизнес-центре или у частника. У меня было много разных мастерских, поэтому я немного понимаю в ценообразовании. Еще вариант — можно работать дома.
Главная претензия у Комитета госконтроля — коммерческая деятельность художника. Но в чем коммерческая составляющая? Если говорить про случай с Володей Цеслером, у него там не производство нон-стопом, не маленький свечной заводик. Коммерческая деятельность — это как? Это то, что Цеслер работает по профессии и получает за это деньги? Так это нормально. Он же работает как ИП: все законно, поэтому происходит что-то странное.
Самый нормальный вариант — это если бы государство заботилось о своих художниках и предоставляло бы им мастерские бесплатно за какие-то заслуги. Например, Володя Цеслер — это художник мирового уровня, это такая беларуская икона. Было бы неплохо, чтобы ему предоставили мастерскую просто за заслуги, потому что он делает потрясающие вещи. Вот такой вариант мне нравится.
— У меня никогда не было мастерской, во-первых, потому что я не в Союзе, а во-вторых, это дорого для меня, поэтому все мои картины были созданы дома.
Вчера я как раз закончила картину к выставке за столом в гостиной, за которым мы обычно едим, просто потом это все аккуратно убирается и я сажусь рисовать. Да, бывает неудобно и дети отвлекают, ну, тогда сажусь за работу, когда дети улягутся спать.
Я была бы рада, если бы у меня было помещение, чтобы заниматься рисованием с учениками, но пока дети приходят на занятия ко мне домой. Потому что если я буду платить аренду, то я буду в убытках.
— Тое, што здарылася, проста выдатна! Мастакі не ўсхваляюць гэтую дзяржаву, яны яе не любяць, малююць карэкатуры на яе і хочуць, каб дзяржава ім давала датацыі. Гэта парадокс. Хадзіць з фігай у кішэні, пляваць на дзяржаву, не выходзіць бараніць яе, а потым патрабаваць датацыі. Смешна! Я лічу, што мастак павінен зарабляць сам, купіць сабе майстэрню і быць незалежным.
Так, ёсць Саюз, які бароніць правы. Старшынёй Саюза заўсёды выбіралі чалавека, які мог зайсці ў адміністрацыю і выпрасіць нейкія датацыі. Яны памянялі старшыню, а ён не можа нічога выпрасіць. Тады памяняйце яшчэ раз, каб ён поўзаў у адміністрацыю і выпрошваў датацыі.
А каб нічога не выпрошваць, проста трэба плюнуць і на дзяржаву, і на Саюз, і спадзявацца толькі на сабе. Мастак — гэта апошняя незалежная прафесія. Трэба жыць сваім розумам і не прыніжацца. Чалавек, які прыніжаецца, — гэта ўжо не мастак, гэта халуй.
У мяне ёсць свая кватэра, у якой я і працую. Нахера мне майстэрня за паўтары тысячы даляраў? За гэтыя грошы можна арэндаваць пяцікомнатную кватэру ці дом. Нават за 400 даляраў можна зняць кватэру і спакойна ў ёй працаваць.
У чым фенамен дзяржаўная майстэрні? Тут табе трэба адзначацца ў вахцёра, сюды немагчыма прывесці натуршчыцу пасля 9 гадзін вечара і г.д. Дзяржава проста прыніжае мастака. Навошта такое?
— Мы прекрасно знаем отношение госструктур к искусству. Вся история довольно унизительная, потому что художник или дизайнер, как и любой человек, хочет зарабатывать и делает свою работу для этого в том числе. И мастерские для этого нужны. То есть членам Союза дизайнеров теперь нужно что делать? Оправдываться? С другой стороны, заработки чаще всего не постоянны. А мастерская — это то место, где художник или дизайнер может работать. Без мастерской ничего не будет.
Но я думаю, что история эта свернется. Потому что она нелепа от начала до конца. За одну из мастерских приписали долга в 50.000 долларов. Понятно, что выплатить их никто не в состоянии. Собирать деньги всем светом будем на molamola?
OOO «Высококачественные инженерные сети» осваивает новейшие технологии в строительстве инженерных сетей в Санкт-Петербурге. Начиная с 2007 года, наша компания успешно реализовала множество проектов в области строительства инженерных сетей: электрическое обеспечение, водоснабжение и газоснабжение. Более подробная информация на сайте: http://spbvis.ru/
Комментарии