
Если вы ограничены во времени, то можете перейти к интерактивной карте в конце статьи и быстро пробежаться по самым интересным местам курсором мышки.
Мы встречаемся c Михаилом на обзорной площадке Верхнего города.
— Я не случайно выбрал это место, — с ходу начинает он. — Взгляните, отсюда отлично просматривается низина на берегу Свислочи, где раньше было древнее Замчище. Собственно, там и начинался Минск, и там же, внизу, город провел половину из своей почти тысячелетней истории. Только после того, как в 1505 году город был сожжен ханом Махметом Гиреем, он начал карабкаться вверх на холм. Так возник Верхний город.
Мы не спеша двигаемся вдоль Гостиного двора и останавливаемся на его углу. Наш провожатый продолжает:
— По доброй традиции европейских городов после получения в 1499 году Магдебургского права и возведения в середине следующего века городской ратуши вокруг начали строиться дома знати и богатых купцов, а еще — монастыри с соборами. Именно поэтому в XIX веке площадь получила название Соборной. Но еще раньше, в 1795 году, когда Минск, войдя в Российскую империю, стал губернским городом, здесь на площади появился Дом губернатора. Он сохранился до наших дней, — Михаил указывает через дорогу на здание Республиканского музыкального колледжа. — Увы, его до полной неузнаваемости изуродовали в конце 1960-х при «реновации».
Зданию Дворянского собрания повезло и того меньше — оно было разрушено во время войны. Сейчас на его месте начинается путепровод через Немигу. Собственно, Дворянское собрание и было сосредоточием светской жизни города в XIX веке. В некотором роде оно выполняло роль современного развлекательного центра — с рестораном, танцевальным залом и игровым сектором, представленным столиками для виста. Возможно, благодаря последним за ним закрепилось название «казино», хотя самой рулетки там никогда не было.
Об атмосфере Дворянского собрания в 1821 году писал своей матери Екатерине Федоровне будущий декабрист Никита Муравьев:
«Вчера у нас здесь был бал в городском казино — так называется здешнее собрание. Я вам скажу, что здешние дамы не имели счастия мне понравиться — мало или, лучше сказать, нет ни одной хорошей собой — ростом все маленькие; во-вторых, кривляются и довольно неловки: из 30 девушек ни одного личика не было, которое бы могло действовать на воображение. Обращение их здесь похоже на русское. Впрочем, они танцуют довольно хорошо. Я возвратился домой в 12 часов — танцы еще продолжались. В субботу нам обещают еще бал. Но весьма любопытны сии балы тем, что военные никак с здешними не сливаются — фраки в одну сторону, мундиры в другую и обратно. Большая часть молодых людей здешних носят орден Почетного легиона, который дал им Наполеон, за то, что в 1812 году они воевали против нас, и сие весьма естественно придает холодность взаимному обращению».
Впрочем, наш знаменитый земляк — композитор Станислав Монюшко, был настроен по отношению к минскому свету не менее критически. Разве что не обижал местных дам.
«Место весьма людное, и развлечений предостаточно. Трижды в неделю у нас клуб. … Это Дворянское собрание, куда нельзя входить разве что в ливрее. Больше десятка столиков для виста — один оснащен пюпитром, за которым лабухи всячески стараются показать, будто им слышно то, что они играют… Гомон дворянства настолько раскован и шумен, что впору вспомнить петербургскую толкучку. Бывают так же вечера с дамами. Тут уже все по-другому: танцевальная площадка занимает место карточных столиков, а вместо громкого говора слышится шорох туфелек и их каблучков… Кавалеры подносят барышням карамельки или напитки. Солидные персоны, которые посещают мужские клубы, отходят на второй план и компенсируют собственную ненужность тихой беседой и легким ужином. Счастлив тот, кто успеет занять места при немногочисленных карточных столах. Вот что такое наши клубы!»
Михаил продолжает:
— В начале ХХ века в Минске активизируется литературная жизнь. Ее центром становится Купеческий клуб. Он размещается тоже на площади — в Гостином дворе. В зале на третьем этаже выступают приезжие звезды — Бурлюк, Сологуб, Северянин, Маяковский. Сюда же с лекциями впервые приезжает Корней Чуковский.
Мы огибаем здание и через сквер движемся в сторону гостиницы «Европа». На ходу Михаил указывает на Академию музыки:
— В начале века на этом месте был дом Ляховского. В нем располагался Польский клуб Ognisko («Искра»). Там часто проходили художественные выставки. Именно здесь в 1911 году открылась знаменитая выставка, где главным экспонатом была картина Фердинанда Рущица Nec Mergitur («Не тонет» — перевод с лат.). Огромный корабль, окруженный сполохами молний и рассекающий штормовые волны, власти восприняли как хранимый народной памятью символ ВКЛ. Картину убрали, журнал, который издавал Рущиц, запретили, а сама выставка надолго осталась предметом обсуждения не только в Минске, но и в Варшаве.
Кстати, оба клуба не являлись в полном смысле закрытыми заведениями: любители литературы и живописи могли приобрести билеты на общедоступные мероприятия. А вот по-настоящему закрытым было Офицерское собрание, находившееся неподалеку от места, где сегодня расположен фонтан «Венок» в парке Янки Купалы. Там в двухэтажном здании были оборудованы места для отдыха, ресторан и обязательная для всех клубов бильярдная. И как раз туда могли приходить только военные. Впрочем, на балы приглашались и посторонние: какие же танцы без дам! Вполне вероятно, что кроме великосветских кадрилей и котильонов здешние стены видели и безудержные кутежи. Но свидетельств не сохранилось — «все, что происходит в клубе, остается в клубе.
Мы доходим до средней арки на улице Ленина, ведущей внутрь квартала. Михаил останавливается:
— Вот именно здесь начиналась знаменитая улица Юрьевская. Тут в доме № 17 было одно из самых модных и шумных заведений — ресторан-клуб «Аквариум». Поначалу его деятельность носила просветительский характер. Здесь выступали поэты Николай Минский и Янка Купала, просветитель Янка Лучина… Послушать образованных людей приходила интеллигентная публика. Но с 1910 года клуб начинает жить «по-богатому»: в обновленном, безвкусном интерьере развлекаются новые посетители — нувориши и толстосумы. Здесь можно встретить спичечного короля Берку Соломонова и водочных императоров братьев Раковщиков. На сцене — цыгане, звезды московского варьете, знаменитые куплетисты и конферансье. Почтенную публику зазывают кричащие афиши: «Праздник в ресторане «Аквариум» — нечто фантастическое, захватывающее, чарующее! Зрелище зрелищ! Обстоятельство обстоятельств! Нигде ничего подобного. Запись на столики продолжается».
В обновленном «Аквариуме» имелась и своя изюминка — американский электробиоскоп. По словам историка Захара Шибеко, «в отделении для взрослых за доступную плату (20 копеек) предлагали посмотреть в биоскоп, где, меняясь, мелькали порнографические картинки».
Переваривая такую пикантную информацию, мы возвращаемся к отелю:
— Абсолютным центром притяжения и жизни Верхнего города, безусловно, становится гостиница «Европа». После реконструкции, завершившейся в 1909 году, началось время «лучшего отеля Северо-Западного края». И в этом определении нет никакой иронии и рекламных уловок: тогдашняя «Европа» была оборудована телефонами, лифтом, в номерах была горячая вода — немногие даже столичные гостиницы могли похвастаться таким перечнем удобств. Ресторан на втором этаже славился своим живым оркестром — именно здесь играет первый в городе саксофонист. Отобедать в «Европе» стремятся буквально все, даже сельские помещики выбираются из своих имений. И с ними не обходится без конфузов. Как анекдот в обществе рассказывают случай, как в Минск приехали два помещика со своими женами. Женщины по случаю выезда вырядились и прихорошились сообразно собственным вкусам. А швейцар «Европы» отказывается впускать помещиков, мол, «с дамами нельзя». Помещики возмущены: «Что вы себе позволяете?! Это наши жены!» На что получают категорический отпор: «Знаем мы этих жен. У нас свои такие же есть!» Сложно обвинить служащего отеля в предвзятости. Просто он каждый вечер наблюдал, как извозчики привозят расфуфыренных барышень в «нумера».
Эту историю Михаил рассказывает у главного подъезда отеля. Там, где прежде стояли готовые на все извозчики, сейчас ждут своих клиентов таксисты. Да и сам отель, разрушенный во время войны, восстал из пепла в начале ХХI века. Тогда же возникла ратуша, исчезнувшая с карты нашего города на полтораста лет. И церковь Святого Духа, и купола над Мариинским собором… Что тут скажешь — история циклична, и у нее отменное чувство юмора.
В историческом Минске «ночные бабочки» были условно ночными. Находиться на улице проституткам было разрешено лишь до часа ночи. Именно что разрешено: в дореволюционном Минске проституция была легализована и строго регламентирована!
С 1891 года существовал комитет по надзору за проституцией: все «работницы» регулярно проходили санитарный досмотр на предмет венерических болезней, были отдельные больница и родильный дом для тех, кто «не уберегся». К началу 1910-х годов под надзором минской полиции находились 12 публичных домов, 8 притонов, более 30 квартир-одиночек. «Клубничку» клиентам часто предлагают в гостиницах, меблированных комнатах, массажных салонах, банях…
Дома терпимости были разбросаны по всему городу. Большой бордель был даже в нищей и пролетарской Ляховке — не пойдут же в одно заведение дворянин и рабочий с завода! Но славу «квартала красных фонарей» снискали улочки позади современной гостиницы «Юбилейная». Здесь вперемежку с питейными заведениями стояли сразу несколько борделей, причем внешне они ничем не отличались от обычных жилых домов. Разве что окна всегда занавешены плотными шторами, а иногда и вовсе закрыты ставнями — еще одно требование законодательства. Согласно существовавшим правилам, жить и работать в домах терпимости могли девушки в возрасте от 21 года. Однако абсолютное большинство проституток начинали работать в 15–18 лет. Кстати, национальный и сословный состав был весьма разношерстный: телом торговали не только белоруски, но и еврейки, и русские, и татарки , сироты и даже обнищавшие дворянки.
Посещение дома терпимости — удовольствие недешевое. Стоимость одного посещения колебалась от 15–30 копеек до двух рублей. За всю ночь клиент должен был выложить от 60 копеек до 5 рублей (средняя зарплата рабочих и мелких служащих составляла около 20 рублей в месяц). Кроме того, «барышню» всегда можно взять на дом, но здесь уже как договоришься.
В общем, было где разгуляться. В дореволюционном Минске было где душевно отдохнуть человеку с деньгами и фантазией, к тому же сделать это практически безопасно для жизни и здоровья: город долгие годы оставался тихим и очень комфортным для жизни. В Минске жило порядка 100 тысяч жителей, из которых 60 % были евреи. Да, существовали неблагополучные районы, свои банды, но центр всегда хорошо охранялся. Самое яркое свидетельство благополучия это то, что Минск, пожалуй, единственный большой имперский город, в котором вплоть до прихода белополяков не было погромов. Все народности, несмотря на тесное соседство, жили мирно. Но ситуация изменилась со вступлением России во Вторую мировую войну. С 1915 года Минск стал прифронтовым городом, и вместе с армией сюда хлынули темные личности всех мастей и рангов. В городе поселился новый настрой: «гуляем сегодня, а завтра будь что будет».
OOO «Высококачественные инженерные сети» осваивает новейшие технологии в строительстве инженерных сетей в Санкт-Петербурге. Начиная с 2007 года, наша компания успешно реализовала множество проектов в области строительства инженерных сетей: электрическое обеспечение, водоснабжение и газоснабжение. Более подробная информация на сайте: http://spbvis.ru/
Комментарии