
«Большой» смотрит 4-часовое китайское кино, потому что… Да просто потому что может. А если вы — нет, то хотя бы прочитайте о нем.
Сложно представить, что может заставить обычного, ничем не провинившегося зрителя смотреть четыре часа китайское кино. И совсем другое дело, если вы расскажете ему, что это такая предсмертная записка.
Не будет преувеличением сказать, что «Слон сидит спокойно» уже стал культовым среди киноманов. Фильм впервые показали на Берлинском кинофестивале, где общественность узнала, что режиссер картины — 29-летний китайский писатель Ху Бо — покончил с собой, едва завершив работу. И если это считать завещанием, то оно слишком щедрое — мы его не заслуживаем.
«Слон» — пронзительное и бесперспективное полотнище, которое, впрочем, умудряется при этом вселять оптимизм. Держа в уме информацию о суициде, ты как будто весь фильм копаешься в голове у человека накануне его самоубийства, отчего на фразе «Мир отвратителен» с последующим выстрелом в голову пробегает не то что холодок — норильский морозище.
Может показаться, что Ху Бо относится к монтажу несколько лениво: четырехчасовой фильм с планами по 10–15 минут в общем-то на это намекает. Но у китайца такое чутье к темпоритму, что ты сразу отметаешь подобные мысли. Китаец в «Слоне» чередует длинные и короткие планы в строгом соотношении три к одному — плавно, по нарастающей, за счет чего весь объем хронометража смотрится не тяжеловесными портьерами, а скорее легким тюлем.
Все потому, что фильм поставлен по короткому рассказу режиссера. Не улыбайтесь, действительно короткому — всего пара страниц формата А4. Все, что потом разрослось до 4-часового фильма — это межстрочный интервал, пространство, которое каждый из нас заполняет сам. В «Слоне» Ху Бо заполнил его четырьмя параллельными сюжетными линиями людей из провинциального Китая, их обыденными разговорами, длинными проходками и многозначительными паузами — настоящая поэзия в быту.В любом другом кино это действительно вышло бы слишком фестивально — в самом пошлом смысле этого слова. Но у Ху Бо получается магия повседневности.
В фильме Ху Бо четыре главных героя — на каждого, как вы могли догадаться, по часу. Ван Цзин — пенсионер, которого дети собираются отдать в дом престарелых, потому что им нужна его квартира — она как раз рядом с очень хорошей школой для его внучки. Вэй Бу — подросток, который, заступаясь за одноклассника, столкнет его обидчика с лестницы. У того обнаружится брат с криминальными наклонностями — Юй Чэн, который, чтобы досадить своей бывшей возлюбленной, спит с девушкой лучшего друга. Тот, застукав их вместе, недолго думая, выпрыгнет с балкона. Наконец, Хуан Лин, подруга Вэй Бу, страдает от жизни с матерью-неудачницей и пытается — тоже, кстати, не очень удачно — скрыть мимолетный роман с завучем школы.
Все они — лишние люди, которые оказываются буквально вытеснены из жизни куда-то на обочину трассы — в никуда. Все, что им остается — броситься под машину или отправиться искать другое место, а заодно и себя.
Когда герои соберутся вместе, чтобы поехать наконец смотреть на слона, который сидит спокойно, один из них все же запротестует. Нас ждет печальный монолог Ван Цзина, который закончится репликой о том, что на другом берегу все равно все то же самое и лучше смотреть на него отсюда. На что Вэй Бу ему ответит, что в таком случае почему бы не съездить и не посмотреть самим. Не подумайте, что мы только что заспойлерили вам финал — хотя бы потому, что вы все равно никогда не потратите субботний вечер на меланхоличное китайское кино хронометражем как два сезона какого-нибудь ситкома Netflix. Подумайте лучше вот о чем: с таким оптимизмом и такой надеждой где-то между строк титров самоубийство автора не укладывается в голове.
В рассказе герой все-таки доезжает до зоопарка в Хуаляне и узнает, почему слон сидит спокойно. Хорошо, что с героями фильма мы расстаемся где-то на полпути к цели — с надеждой. Которой, видимо, не оставалось у самого Ху Бо, но которую он оставил в наследство своему зрителю.
Чем еще в этом году удивило китайское кино
«Долгий день уходит в ночь»
Режиссер: Би Гань
Фильм, главная задача которого — погрузить зрителя в сон. Не в смысле, чтобы вы уснули, нет. В середине фильма зрителю предлагается надеть 3D-очки и вместе с героем погрузиться в его сновидение. Разделить, где тут реальность, а где ее и след простыл — та еще задача.
«Пепел белоснежен»
Режиссер: Цзя Джан-Кэ
Один из самых крупных и уважаемых китайских режиссеров снова обстоятельно и невероятно красиво высказался о долге, чести и прочем гуманизме. Смотришь — и не можешь оторваться.
«Овдовевшая ведьма»
Режиссер: Цай Чэнцзе
Метафорический и изобретательный разговор о том, как много люди требуют у Бога. Но параллельно — еще и история потери, опустошения после потери и непристроенного одиночества.
OOO «Высококачественные инженерные сети» осваивает новейшие технологии в строительстве инженерных сетей в Санкт-Петербурге. Начиная с 2007 года, наша компания успешно реализовала множество проектов в области строительства инженерных сетей: электрическое обеспечение, водоснабжение и газоснабжение. Более подробная информация на сайте: http://spbvis.ru/
Комментарии