
Если вы хотите посмотреть кино про сны, явь и подсознание, Бунюэль и Бергман рады будут смахнуть с себя пыль и тряхнуть стариной. Если хотите посмотреть об этом же, но с кучей спецэффектов, Вачовски и «Матрице» еще пока есть, чем вас удивить. Как видите, в этом списке нет «Начала» Кристофера Нолана. Потому что транжирить продюсерские 160 миллионов на фильм, где Ди Каприо спит в самолете и видит сон, как он спит в машине, где ему снится, что он спит в отеле, где ему снится, что он в горах… Ну вы поняли, да?
Пока поклонники картины спускаются в погреб за помидоркой, я успею оговориться. Нолан выбрал идеальную схему для режиссера авторского кино, но так заигрался в процессе, что потерял связь с реальностью (привет, герой ДиКаприо). Сняв в 2000 году «Помни» про горемыку Леонарда Шелби, Нолан снискал славу чуткого мастера строить историю так, чтобы зритель эмоционально почувствовал себя в шкуре персонажа. Спустя пару лет он преобразил в своем стиле фильм про Бэтмена, заработав на «Темном рыцаре» только в США в пять раз больше и так нескромного бюджета картины.
Воротилы киностудий почувствовали в Нолане золотую жилу, поэтому, когда он предложил снять фильм про подсознание на шпионский лад, охотно авансировали ему те самые 160 миллионов. Меж тем режиссер вынашивал сюжет картины с 16 лет. И вот тут, фокус, твой выход: когда деньги есть, актерский состав — бери не хочу, авторский почерк еще не затерся — бам! — декорации складываются как карточный домик, и остается зияющая пустота.
Обвинять в отсутствии смыслов картину, которая уютно обосновалась на 8-м месте рейтинга «250 самых-самых» и имеет запредельную оценку на IMDb — 8,8, — это как дерзнуть на святое: сказать бабушке, что голубцы так себе. Но нужно понимать, если голубцы баснословных размеров, капустный лист как с картинки, сервировка — глаз не отвести, а когда кусаешь — в горле встает, сдержаться сложно: выплевываешь кусок назад и вежливо благодаришь за обед.
С «Началом» ровно то же самое. Поклонники экшена станут опять и опять пересматривать эпизоды с поездом посреди улицы и мегаполисом, который складывается пополам. Поклонники ДиКаприо будут пересматривать раз за разом, как он отчаянно хмурит брови (право же, в каждом фильме одно и то же). И только поклонники старого Нолана всплеснут руками: да что ж такое!
Интересные факты:
1. Ариадна — та самая героиня древнегреческой мифологии, которая послала Тесею клубок ниток, выведший его из лабиринта.
2. «Лабиринт Эшера». В своих гравюрах Эшер экспериментировал с метаморфозами зрительных форм, конструируя пространство, часто вводящее в заблуждение зрителя. Он использовал перспективу для мистификации восприятия, соединяя противоположности (день и ночь, внутреннее и внешнее и т.д.) так, что абсурдность композиции становится явной только после долгого и пристального рассматривания его картин.
Идеальный с визуальной точки зрения, продуманный до мелочей, свежий по сюжету и снятый на восьмерочку, фильм Нолана все равно плоский, на сколько уровней ни разрасталось бы его возбудившееся подсознание. И это большеглазую школьницу вы можете удивить оптическими иллюзиями Эшера, остальные если не читали, то точно видели картинки, когда «шарились» в интернете.
О природе страха и внутренних демонах еще никто не снимал с таким размахом. Но это значит всего лишь то, что обходились без него. Демон самого Нолана не в том, что он хотел развлечь аудиторию, а в том, что разбазарил талант художника на ремесло визуальных эффектов, а смысл даже не потрудился запрятать в глубины разума своего детища — положил на полку у входной двери. В результате «Начало» поймет профессор математики и слесарь СТО, ваш дедушка и 12-летняя дочь, и в этом универсализме не глобальность, а безликость.
Все придирки к Нолану не касаются воплощения — даже там, где нарушена логика, в силу вступает контраргумент: дескать, это сон, какая логика? Фасады, облицовка, даже белоснежные заборчики — идеально все, пока не заглянешь внутрь, где посреди пустынных интерьеров вам машут картонные персонажи, из которых только у героя хмурого ДиКаприо есть более-менее внятный внутренний конфликт.
Останься Нолан на территории шпионского триллера, в свет вышел бы чудный динамичный блокбастер, визуальному ряду которого позавидовали бы «архитекторы» фильмов про шинели да ружья. Но британец ступает на тропу того единственного, что еще способно будоражить умы и оставлять загадки, — подсознания. Ступает не изящно, как балерина, — идет уверенным армейским шагом и давит по пути тонкие, едва уловимые метафизические материи. И вот уже коллективный сон героев при ближайшем рассмотрении не выдерживает никакого более-менее внятного анализа и из философской концепции превращается в одновременный сон нескольких людей. Так себе Тарковский, правда?
Это к вопросу авансов, когда зритель оказывается еще более щедрый, нежели продюсеры, и выдает на-гора такие сравнения, что кажется, будто смотришь как минимум Тарковского. Ах да, о нем же и речь.
И пока на первом часу картины перед носом переворачиваются города и выстраиваются зеркальные стены, ностальгически вспоминаешь, что раньше показать сон достаточно было аллегориями или, на худой конец, сменой цветового фильтра. Только ради всего святого, не напоминайте об этом Александру Любимову.
OOO «Высококачественные инженерные сети» осваивает новейшие технологии в строительстве инженерных сетей в Санкт-Петербурге. Начиная с 2007 года, наша компания успешно реализовала множество проектов в области строительства инженерных сетей: электрическое обеспечение, водоснабжение и газоснабжение. Более подробная информация на сайте: http://spbvis.ru/
Комментарии