18+

Сердце мира
28 февраля 2019 Кино

Сердце мира

  • 24
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

«Большой» рекомендует провести выходные с фильмом «Рома» Альфонсо Куарона. И если нашего слова вам недостаточно, делаем ход конем: это любимый прошлогодний фильм Барака Обамы и победитель Венецианского кинофестиваля. Впрочем, Анна Ефременко нашла еще несколько причин отвлечься на вечерний просмотр по Netflix.

«Рома» был бы чудо как хорош на экранах минских кинотеатров. Но сегодня реальность такова, что когда права на показ приобретает Netflix, приходится распрощаться с этой идеей. С другой стороны, теперь всего за каких-то $8,99 в месяц фильм доступен почти в каждом доме по всему миру. Теперь вы понимаете, почему прокатчики, эксперты кино и фестивали так возмущены стриминговым сервисом и устраивают ему едва ли не бойкот (возмущенные «бу-у-у» на фирменном титре Netflix Original иначе не трактуешь).

"Рома", Альфонсо Куарон.

Большинство синопсисов определяют сюжет фильма как «историю жизни обычной семьи среднего класса в Мехико 70-х». В общем-то, не поспоришь. Но это все равно, что сказать, будто бы предыдущий фильм Куарона «Гравитация» — про космос, а «Дитя человеческое» — про апокалипсис. Не ошибка, конечно, но явно копнули вы недостаточно.

Уже вступительная пятиминутная сцена, снятая одним планом, определяет все два с лишним часа ленты. Куарон со своими фирменными панорамами и утрированно длинными эпизодами погружает зрителя не просто в Мехико 70-х, а в жизнь конкретной семьи, которую мы видим глазами беременной служанки. И если сцена начинается с плитки, которую покрывает вода, то в отражении обязательно проплывут облака и пролетит самолет.

Альфонсо Куарон, кадр из фильма

Куарон разбрасывает маячки и предсказания по всему фильму, и герои собирают по пути эти крошки, сами того не понимая. Вот служанка Клео прервет глажку на крыше и ляжет, притворившись мертвой, — ради игры с младшим сыном хозяйки. А вот спустится в подвал, как в преисподнюю, потому что под Новый год только хозяева имеют право отмечать наверху.

Мотив жертвенности одного человека — как повод поговорить о милосердии и самопожертвовании в целом. Клео оставляет свою семью, чтобы стать частью чужой, по-матерински заботится о чужих детях, убирает чужой дом. В понимании Куарона она — синоним самоотверженности. Именно поэтому в фильме «Рома» такими необязательными будут любовные линии. «Неважно, что они (мужчины. — Примечание «Большого») говорят, мы, женщины, всегда одни», — бросит хозяйка служанке еще до того, как узнает, что муж, укативший в командировку, так и не вернется от любовницы.

фильм Рома, Альфонсо Куарон, кадр из фильма

Пожалуй, Куарон в своих издевках над мексиканской маскулинностью и мужским чувством собственного достоинства достигает кульминации именно в фильме «Рома». Здесь мужские персонажи — жалкие беглецы, которые в любой непонятной ситуации бросают куртку со словами: «Я скоро вернусь», — и не возвращаются. И только женщины не пасуют перед трудностями, самая большая и болезненная из которых, конечно, смерть. Куарон проводит ее, держа за руку каждого героя. Пожары, землетрясения, шторм и огромные волны — каждый здесь может умереть в любую минуту. Неизбежность смерти — не возрастное (Куарону-то всего 57 лет) чувство, оно универсально для любого взрослого человека. Недаром Клео, которая, кажется, чувствует ее чаще других, постоянно смотрит в небо. И ведь именно ей выпадет самая тяжкая доля. Но и именно она преодолеет все с наибольшим достоинством. «Только настоящие бойцы, сильные духом, могут выстоять», — скажет ментор перед толпой изучающих боевые искусства и станет на одну ногу с закрытыми глазами. И пока остальные будут беспомощно болтаться в воздухе, только Клео простоит ровно.

Рома, Альфонсо Куарон, кадр из фильма

Детали в фильме подсказывают, что мы в 70-х, но никакая это не историческая ретроспекция. «Рома» — кино вневременное. В конце концов, какая разница, в каком году происходят потрясения, если важно лишь то, какие разрушения они после себя оставляют. «Резня в Корпус-Кристи» случилась 10 июня 1971 года. Тогда тысячи студентов вышли на улицы протестовать в поддержку университета, которому правительство сократило финансирование, и больше сотни из них были убиты на месте правительственным спецподразделением. Как потом скажет полиция, которая бездействовала, это был ответ на провокации среди демонстрантов. Как спустя годы скажет следствие, это было задание армии — подавить восстание любой ценой. Но кто мы такие, чтобы проводить аналогии?

Вот и Куарон отказывается от каких бы то ни было аналогий. Для него сцены акции протеста — судьбоносный эпизод в жизни одной отдельно взятой семьи. Эпизод, который принесет боль, но поможет преодолеть себя. Чтобы потом в финале не просто поднять в небо глаза, а буквально вознестись вверх.

Рома, кадр из фильма

Какие еще фильмы понравились в прошлом году Бараку Обаме:

«Не оставляй следов»
Режиссер: Дебра Граник

Граник нечасто снимает, но каждый раз делает бескомпромиссное и жесткое кино. В новом фильме она рассказывает историю отца и дочери, находящихся на обочине социального существования, в заложниках обстоятельств.

«Магазинные воришки»
Режиссер: Хирокадзу Корээда

«Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля. Это камерная семейная история с детективным перевертышем от признанного мастера японского кино.

«Смерть Сталина»
Режиссер: Армандо Ианнуччи

Запрещенная в России и успешно показанная в Беларуси комедия абсурда о «неприкосновенных» личностях нашей истории.

  • 24
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

OOO «Высококачественные инженерные сети» осваивает новейшие технологии в строительстве инженерных сетей в Санкт-Петербурге. Начиная с 2007 года, наша компания успешно реализовала множество проектов в области строительства инженерных сетей: электрическое обеспечение, водоснабжение и газоснабжение. Более подробная информация на сайте: http://spbvis.ru/