18+

«Завтра» белорусского кино
3 сентября 2018 Кино

«Завтра» белорусского кино

  •  
  •  
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Кинематографисты обильно поливают экраны фильмами о будущем. И «Большой» хотел было рассказать вам об одном из таких — про роботов, но вовремя вспомнил фильм, который смело можно назвать будущим белорусского кино. Он так и называется — «Завтра» — и рассказывает про нас с вами лучше, чем любой выпуск теленовостей.

Год назад Юлия Шатун отправила заявку на обучение в петербургском филиале Московской школы нового кино. Неожиданно для девушки заявку одобрили и приняли Юлию на курс. Но она отказалась. Год спустя с корректировками эта история ляжет в основу фильма «Завтра» — ленты, от которой, хочется надеяться, можно начинать отсчет новой главы в истории белорусского кино.

Анекдотов о том, что современное кино в Беларуси застряло между 1941-м и 1945-м так много, что впору выпускать толстенный сборник. Национальная киностудия «Беларусьфильм» за весь 2017 год натрудилась на один игровой фильм «Следы на воде». Да и тот посвящен столетию белорусской милиции. Поэтому когда на горизонте маячит актуальное независимое кино, мы хватаемся за него, как за спасательный круг.

Кадр из фильма Юлии Шатун «Завтра»

Фильм «Завтра» можно назвать актуальным и злободневным. Хотя сама режиссер отнекивается и признается, что у нее не было задачи снять социальную драму. Сюжет картины разворачивается в небольшом белорусском городе Мозыре. Двое интеллигентов Толя и Оксана — бывшие учителя английского языка. Сейчас Толя ищет работу, безрезультатно обзванивая по газетным объявлениям вакансии от кассира до грузчика. А пока работы нет, оба раскидывают рекламные листовки по почтовым ящикам. С заработанных денег часть отправляют сыну, который учится в Минске, часть платят за куртку, которую пришлось взять в рассрочку для единственного ребенка. А на сдачу — творог да лотерейный билет на почте. В один прекрасный день Толя скажет жене, что его билет выиграл, и отправится в Минск за призом — поездкой на экзотический курорт.

С таким материалом Шатун могла бы легко сорваться в то, что зрители называют «чернуха», и снять беспросветное кино о тяжелой жизни в белорусской провинции. Даже интершум с теленовостями, которые смотрят герои, мог быть посвящен местному налогу на тунеядство, акциям протеста или истории про взяточничество. У Юли же все предельно нейтрально, потому что вслушиваться и всматриваться она хочет не в то, что транслируют государственные телеканалы. Все куда проще — в людей. В отношения между немолодой парой, в пустынные улицы, зашитые между многоэтажек, в многочасовое ожидание на вокзале. И вот здесь происходит магия кино: вглядевшись во все это, зритель видит себя и то, что мы называем нашей белорусской ментальностью. Кто такой белорус, почему его национальная черта — уметь ждать и терпеть, отчего он на государственном уровне гордится своей стабильностью?

Кадр из фильма «Завтра»

Лотерейный билет в случае Шатун — хлесткий ироничный щелчок по светлым лбам. Если героев этой вязкой тягучей реальности и ждут перемены, то никак не благодаря социальным, политическим и экономическим действиям — только таким чудесным образом. Эфемерный выигрыш — путешествие в страну грез, из которой они все равно вернутся на то самое место на красном стульчике в зале ожидания. Только чуть более загорелые, нежели обычно.

Ожидание — один из основных мотивов в фильме Шатун и главное жизненное состояние ее героев. Они ждут, когда найдут работу, терпеливо стоят в очередях на почте, перебиваются в зале ожидания. И когда случается триггер (выигрыш в лотерею), после эйфории приходит боязнь перемен. Показать и прочувствовать это так, как смогла Шатун, в белорусском кино еще не смог никто. Отстранившись от героев на расстояние средних и общих планов, автор дает возможность рассмотреть их не столько в деталях, сколько в контексте. Это лица в метро, в плацкартном вагоне, в подъезде, это лица белорусской провинциальной интеллигенции здесь и сейчас.

Фильм Юлии Шатун «Завтра»

И только когда пойдут титры, станет понятно, что еще эти лица — родители Шатун. Главные роли в фильме сыграли отец и мать режиссера — непрофессиональные актеры Анатолий и Оксана Шатун. Чтобы добиться от родителей правдоподобия в сценах, Юлия прописывала реплики в сценарии ровно так, как говорили бы мама и папа в реальной жизни, и, объясняя им ту или иную сцену, требовала вести себя таким же образом.

Для того чтобы показать белорусов здесь и сейчас, Шатун не потребовалось ни рубля государственного финансирования. Судя по всему, ей вообще не потребовалось ни рубля, потому что в кино снимались семья, знакомые и друзья, местом действия служила квартира бабушки, а всем остальным Юлия занималась самостоятельно. При этом на фильмы национальной киностудии в Беларуси продолжают выделяться миллионы (долларов тоже) из госбюджета. Количество, никогда в нашем случае не переходящее в качество.

И сейчас главное, чтобы для белорусского кинематографа Юлия Шатун и все независимые режиссеры в ее лице не стали лотерейным билетом. Тем самым, что неожиданно появился, но не пригодился его обладателям. Хочется верить, что белорусское кино, зритель и сама система не остановятся на полпути и не передумают. Потому что второй раз оттепель в этой заснеженной пустыне может не наступить.

  •  
  •  
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Вам срочно нужна квартира на сутки в Барановичи? Не переживайте, наш сайт предоставляет вашему вниманию множество отличных предложений, чтобы Вы смогли максимально быстро и выгодно, а главное, без посредников снять квартиру в Барановичах. Более детальную информацию вы можете получить на нашем сайте: sutkibaranki.by

OOO «Высококачественные инженерные сети» осваивает новейшие технологии в строительстве инженерных сетей в Санкт-Петербурге. Начиная с 2007 года, наша компания успешно реализовала множество проектов в области строительства инженерных сетей: электрическое обеспечение, водоснабжение и газоснабжение. Более подробная информация на сайте: http://spbvis.ru/