
Сейчас я понимаю, что мое равнодушие к таким заявлениям имеет основания. Это что-то вроде отсутствия доверия, невозможности и нежелания взаимодействия и даже коммуникации с системой. Это когда от государства ты хочешь не культуры, а чтобы тебя не трогали. В таком состоянии ты реагируешь только на исходящие от него предупреждающие и запрещающие сигналы и больше поверишь, если на баннере будет написано «Год новых декретов» или «В этом году стоит поменять все на доллары», чем вот это скромное обещание: Год культуры. Всего-то. А до этого что? А потом?
К сожалению или к счастью, но мы с государством давным-давно рассинхронизировались в своих представлениях о культуре и ценностях и живем в параллельных измерениях. Оно из своего выдает потемкинские деревни и просьбы оплатить какие-то там расходы, а я из своего — музыку, которая ему не интересна. А вообще — нам друг на друга плевать.
Собственно, так и появляются две культуры, которые всегда есть соблазн противопоставить.
Удивительную пустоту от контакта с официальной белорусской культурой ни с чем не спутать. Она проносится мимо перекати-полем малоинтересных формальностей: блеклыми безыскусными событиями, вымученными мероприятиями, безликими артистами и многим-многим другим — заказным, неповоротливым, с привкусом тамады и актового зала. Как только государство начинает рассказывать что-то про культуру, я переключаю канал, пытаясь соскочить с этой провальной передачи — как в детстве с трансляции съезда КПСС.
При этом, если не быть высоколобым занудой, нельзя не согласиться, что вся эта совокупность бреда, темная сторона луны вроде бухающих чучел на «Дажынках», красно-зеленых моллов и криптопатриархальных ярмарок меда — все это тоже современные и весьма яркие проявления местной культуры, которые влияют, воспитывают, развиваются. Все, что кем-то презрительно называется трешем, отвратительной музыкой или уродливой архитектурой, тоже чья-то культура. Просто она выросла из чужого, брошенного ребенка — в интернате, где злые воспиталки и постоянные сквозняки. Она вполне может быть кому-то милой, но чуждой мне, построенной на чужих ценностях, чужом невежестве, чужих слабостях. И я ее сторонюсь. Нормально.
Зато культура неофициальная меня ничуть не пугает. Наверное, потому, что мне более-менее понятно, что в ней происходит, ценности, что она транслирует, мне ближе, а люди, которые ею занимаются, не отгораживаются от меня и мира забором, через который не видно, люди ли они.
С этой точки зрения в том, что 2016 год был Годом культуры, сомневаться не приходится. Она же, мягко говоря, началась задолго до 2016-го, и вряд ли зависит от предписаний, государственного бюджета и жалкого баннера над проезжей частью. Она вообще скорее зависит от того, что каждый из нас делает, являясь ее носителем, трансформатором и проводником.
О, ну тогда это был неплохой год. Даже если судить по моему скромному опыту и слабой осведомленности: выставки современного и иногда даже актуального, открытые лекции, образовательные инициативы, чтобы сделать нас получше, клевые проекты в медиа, посвященные актуальным проблемам, книжные с душой, концерты на плотах посреди озер. Фестивали всякой городской культуры, где не самое главное — напиться, джентрификация там, работа с наследием, паблик-арт, склоки и споры за креативную экономику в сети, обсуждения кто умный, а кто дурак — вполне реальные признаки того, что что-то происходит. Что-то, что делает здесь жизнь человека более наполненной, ну, или скуку потребителя — более выносимой. Что-то, что формирует будущее.
За это в нашем холодном и строгом лесу пустой книги отзывов очень многих — даже малознакомых и незнакомых людей — хочется поблагодарить, обнять и подбодрить. Чтобы не бросали это дело. Не бросали поднимать и обсуждать актуальные и неудобные вопросы, писать и издавать книги, не бросали организовывать и совершенствовать театральные и кинофестивали, не бросали попытки взаимодействовать с миром через музыку. Чтобы не бросали отстаивать свои права и бороться за чужие, не бросали просвещать и учить. Ну и конечно, продолжали внедрять современные технологии в культурный процесс, а не в массовый затуп, хоть он и часть культурного процесса.
Так что нормально. Правда, в итоге с моего ракурса все выглядит достаточно шизофренично: две культуры в одном пространственно-временном поле — «Тыдзень беларускага мыслення» и дожинковские головы из капусты с воткнутыми в них шампурами. Голый мальчик с волками, выращенный продюсером другой страны, но репрезентирующий эту, и невидимая музыкальная жизнь, переваривающая сама себя. Классная частная инициатива по спасению усадьбы Рейтанов, и архитектура послевоенного Минска, идущая под нож. Красивый медиапроект про минские диаспоры с четкой выставкой про мигрантов и люди, поднимающие цены на аренду квартир для застрявших в Бресте чеченских беженцев.
Нам всем еще предстоит разбираться с тем, что такое культура, и не факт, что получится. А пока — местная разновидность мультикультурализма, «Гульня без правілаў і з невядомай мэтай».
Ну, может быть, Год науки что-нибудь прояснит.
OOO «Высококачественные инженерные сети» осваивает новейшие технологии в строительстве инженерных сетей в Санкт-Петербурге. Начиная с 2007 года, наша компания успешно реализовала множество проектов в области строительства инженерных сетей: электрическое обеспечение, водоснабжение и газоснабжение. Более подробная информация на сайте: http://spbvis.ru/
Комментарии