18+

Почему не нужен критик. Колонка Татьяны Замировской
23 июля 2018 Колонки

Почему не нужен критик. Колонка Татьяны Замировской

  • 3
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Журналист и писатель Татьяна Замировская рефлексирует по поводу закрытия проекта experty.by, полагая, что музыкальная критика в Беларуси закончилась.

Татьяна Замировская

Основатель сайта «Эксперты» Дмитрий Безкоровайный закрыл проект, который существовал около 10 лет. Сайт, где периодически обновлявшаяся банда из четырех критиков-экспертов обсуждала фактически каждый (задумайтесь!) беларуский альбом, превратился в архив — огромную базу рецензий и музыки.

Мне показалось, что Дима почувствовал что-то вроде облегчения. Или я бойко накинула на него собственные проекции? Эпоха беларуской музыкальной критики закончилась. С музыкой все будет отлично, а вот критика, похоже, действительно не нужна.

Я пришла к этому болезненному пониманию не сразу, а через ряд пафосных драм, в ходе которых я в основном пикировалась с музыкантами, доказывающими, что тексты о музыке не нужны. Вот на какой-то вечеринке группа The Toobes спрашивает у меня, хорошую ли я написала рецензию на их альбом три года назад, с гордостью сообщая, что они ее даже не читали. Я гуглю рецензию и радостно отвечаю: хорошую! Они уточняют: то есть ты хвалишь альбом? Удивляюсь: нет, просто хороший текст, разве вы не это имели в виду? Я старалась избегать оппозиции «хвалить/ругать»: музыканты не школьники, творчеству нужен разбор и анализ, а не оценка-пятерочка. И хороший альбом должен получить в награду не похвалу, а легкий и со вниманием к музыке написанный текст, который приятно читать.

С оценкой-пятерочкой я поступала просто: когда Дима звонил мне и спрашивал, какие баллы я ставлю альбому, мою рецензию на который он ставил на сайт, я смотрела на часы и озвучивала последнюю цифру. Балловая, оценочная, черно-белая система оценки искусства не давалась мне настолько яростно, что я могла бы стать героем ненаписанного эссе Оливера Сакса. Два сорок пять! Три тридцать восемь! О, восьмерочка — повезло ребятам.

Эпоха беларуской музыкальной критики закончилась. С музыкой все будет отлично, а вот критика, похоже, действительно не нужна.

Каждый год Дима предлагал мне поучаствовать в проекте в качестве штатного эксперта. Я отказывалась: не потянула бы парад отзывов в духе «кто провозгласил их экспертами?». Мысль о том, что благотворительный труд по критике и архивированию чьего-то творчества воспринимается как паразитический функционал обслуживающего персонала, меня убивала. Максим Жбанков хорошо писал про неспособность отличить наезд от разбора — возможно, это особенность именно беларуского культурного пространства? В качестве критика беларуской музыки я ощущала себя в двух противоречащих друг другу амплуа: я обязана разумно и рационально транслировать точку зрения самих музыкантов на их музыку (то есть продвигать их продукт), а еще на все, что я делаю, можно не обращать внимания, потому что я пиарюсь за чужой счет. Ой, драма.

Я обожаю истории о том, как у кого-то что-то не вышло. В нынешние времена медиадиктатуры сюжетов об успешности, принижающих более релевантные творческим биографиям истории о тысячах неудач, мне кажется важным описывать опыт неуспеха, искать язык для вербализации отчаяния, разрабатывать способы искренне сказать «всем спасибо, у нас не вышло, но было классно».

Только вот Дима мне ответил: у тебя там опечатка в финальном обзоре для «Экспертов» — ты написала «не вышло и не получилось», но вообще-то у нас все получилось, разве нет?

И тут я поняла: жизнь и правда победила смерть неизвестным науке образом. У Димы все получилось, и более того: в каком-то смысле оставшаяся база текста даже важнее оставшейся музыки. Ведь когда мы изучаем какой-то период в искусстве, мы в первую очередь обращаемся к тексту, к архиву, к документации.

А когда заканчивается что-то классное, мы в первую очередь ноем и пишем такие вот колонки. Но написала — и стало легче. Будем считать, это терапия.

  • 3
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

OOO «Высококачественные инженерные сети» осваивает новейшие технологии в строительстве инженерных сетей в Санкт-Петербурге. Начиная с 2007 года, наша компания успешно реализовала множество проектов в области строительства инженерных сетей: электрическое обеспечение, водоснабжение и газоснабжение. Более подробная информация на сайте: http://spbvis.ru/