18+

Как работает новая экономика
7 июля 2018 Деньги

Как работает новая экономика

  • 3
  •  
  • 1
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Весь прогрессивный мир сейчас живет по правилам новой экономики. Артем Фандо на пальцах объясняет основные принципы, по которым она работает.

Артем Фандо

Услуги перспективнее товаров

Представьте: идете вы по улице, несете чемодан и вдруг понимаете, что в нем десять миллионов долларов. При этом вы не прожигатель жизни, а кто-то вроде Фрэнка Каупервуда — в пиджаке, с усами и большими планами на будущее. Что вы сделаете? Сто лет назад вы вложились бы в угольную шахту, двадцать лет назад купили бы акции нефтяной компании, а сегодня придумали бы Zipcar. Вот, в принципе, и все, что нужно знать о новой экономике.

Вы не представляете, что такое Zipcar? Это каршеринговая компания. Вы не представляете, что такое каршеринг? Не беда: чем непонятнее, тем лучше. Если вы все поняли, значит, тема уже устарела и нужно искать другую нишу для ваших десяти миллионов. Хотя в этом направлении все же имеет смысл еще немного подумать: шеринговые компании (от английского share — делиться) сейчас очень популярны во всем мире.

В новой экономике услуга ценнее товара. Человек стал более мобильным, ему уже не так важно побыстрее влезть в кредит и купить дом, как организовать свой быт через несколько кликов в смартфоне.

Американская Zipcar предлагает в краткосрочную аренду автомобили на условиях самообслуживания. Пришел на парковку, сел в машину, проехал, сколько надо, оплатил, оставил транспорт на другой парковке — и все эти действия автоматизированы: с людьми от начала и до конца процесса не нужно иметь никаких дел. Китайская Ofo работает по тому же принципу, но предлагает велосипеды. А американская Airbnb — частное жилье. Причем эта онлайн-площадка за девять лет охватила не отдельные города и территории, а замахнулась на мировое господство. По крайней мере, я даже не вспомню, когда последний раз бронировал номер в отеле, отправившись за границу…

Это очень в духе времени: вам предлагают не квартиру или машину, а доступную возможность воспользоваться квартирой или машиной. В новой экономике услуга ценнее товара. Человек стал более мобильным, ему уже не так важно побыстрее влезть в кредит и купить дом, как организовать свой быт через несколько кликов в смартфоне. Снять квартиру через Airbnb, забронировать автомобиль через Zipcar и поехать на нем на концерт Кэти Перри, билеты на который были приобретены еще через какой-нибудь онлайн-сервис.

Человеческий капитал ценнее средств производства

В классическом производстве происходит то же самое. Без него, конечно, никуда, но оно больше не может обеспечить той умопомрачительной добавленной стоимости, которую дают неосязаемые активы. Толковая идея намного ликвиднее Минского тракторного завода. Именно поэтому рыночная стоимость Apple существенно превышает стоимость ее бухгалтерских активов, поддающихся строгому счету. Разница — это текущая цена идей и научных разработок, витающих внутри компании.

Сегодня все хотят быть как Билл Гейтс или Джек Ма, создавший онлайн-площадку для малого бизнеса Alibaba и скоро ставший намного богаче всех тех, кто заключает там сделки. Генри Форд — герой прошлого века. Производить автомобили сегодня не так круто, если, конечно, это не Tesla. Потому что новая экономика — не только услуги, но и технологии. А Tesla находится на технологической передовой. Вообще, многим крупным автомобильным компаниям за последние годы пришлось серьезно пересмотреть принципы работы, чтобы не потерять прибыли и даже остаться на плаву. General Motors, оказавшаяся на грани банкротства в 2008 году, понимает это, как никто. Только не надо про кризис — проблемы у американского концерна начались задолго до него. И это касается не только автомобильного рынка, но и любого другого.

Если ты не инвестировал в науку — ты отстал. Если ты не инвестировал в исследования — ты отстал. Если ты махнул рукой на инновации в производстве — ты новополоцкий «Нафтан».

Альтернативные источники энергии, компьютерные и информационные технологии — вот что сегодня занимает развитые страны. Их благосостояние практически не зависит от традиционных сырьевых ресурсов. В Южной Корее нет ничего, зато страна сделала верную ставку на человеческий капитал — и вот у них LG, Samsung и четвертое место в мире по количеству патентов в области информационно-коммуникационных технологий. А это, между прочим, ведущая отрасль в общемировой выручке. Привычные производства вроде текстильного или сельское хозяйство и близко не способны обеспечить максимальные прибыли. Поэтому южнокорейцам проще купить все необходимое у стран победнее, а самим сосредоточиться на главном.

Если ты не инвестировал в науку — ты отстал. Если ты не инвестировал в исследования — ты отстал. Если ты махнул рукой на инновации в производстве — ты новополоцкий нефтеперерабатывающий завод «Нафтан». Перерабатывать нефть, оказывается, тоже можно по-разному. Сегодня недостаточно просто производить продукт — конкуренция требует делать это эффективно, иначе окажешься в минусе. Та же Южная Корея занимает второе место в мире по расходам на научные исследования и разработки (в процентах от ВВП). Беларусь — сорок четвертое. Вот и все, что думают о новых веяниях в Беларуси. Хотя Виктор Прокопеня может со мной не согласиться.

Динамика важнее стремления к стабильности

Кто не перестроился на новые рельсы, не включился в гонку технологий, тот проиграл. Чувство успеха и триумфа стало сиюминутным. Сегодня ты процветаешь и являешься одним из лидеров в своей сфере, у тебя прекрасная репутация и железобетонные позиции на рынке. Но вот на сцену выходит Стив Джобс и показывает залу смартфон без кнопок… Nokia не захотела меняться — и где сейчас Nokia? Лишь в памяти людей, для которых ностальжи-модель 3310 так и осталась лучшей из придуманных человечеством.

Какой бы новаторский товар или услугу ни выпустил производитель, если он в трезвом уме, то на следующий день начинает думать об апгрейде.

И так во всем. Десять лет назад мы писали друг другу в «аське», пока ее не убил скайп. Сейчас люди уходят из тяжелого и неповоротливого скайпа в мессенджеры. Мессенджеры прямо в эти минуты ведут борьбу друг с другом, и тот, кто не пошевелится, не найдет конкурентных преимуществ, наверняка сойдет с дистанции. Время актуальности каждого продукта стремительно сокращается. Поэтому какой бы новаторский товар или услугу ни выпустил производитель, если он в трезвом уме, то на следующий день начинает думать об апгрейде. Иначе… Ну вы поняли.

Отличный пример — Viber, разработанный, кстати, в Беларуси. В 2010 году это просто мессенджер, в котором можно звонить друг другу, писать сообщения и отправлять картинки. В 2013-м введена услуга ViberOut, благодаря которой становятся доступны звонки в любую точку мира на стационарный или мобильный телефон, даже не подключенный к Интернету. А это ведь вызов в том числе и традиционным мобильным операторам связи. В 2017-м с помощью Viber появляется возможность переводить деньги и оплачивать счета онлайн… Сегодня приложением пользуется около 900 миллионов человек по всему миру. Это никогда не стало бы возможным, если бы компания остановилась в развитии на уровне 2010 года.

Персонализация эффективнее единого стандарта

Всем не угодишь — это устаревшая догма, прошлый век. Современные компании стараются угодить каждому. Самое удивительное, что у них получается! Принципиальность они проявляют только на стадии идеи, когда пытаются определить, стоящая она или нет. Ведь на самом деле покупатель вряд ли смог бы сформулировать, что мечтает о телефоне без кнопок, пока Джобс не дал его покупателю в руки. В этой части производители опираются на научные исследования и доступные технологии. Но уж если проект принят к разработке, то продукт вне всяких сомнений поменяет размер, цвет, форму, функционал, что угодно в зависимости от предпочтений конкретного покупателя. Сегодня не приходится колебаться даже в вопросе, какую лампочку взять в магазине — на 60, 80 или 100 ватт. Достаточно взять одну, которой дома легким движением выключателя можно будет задать любой параметр.

Такова современная жизнь — если не подсмотришь и не угодишь клиенту, завтра это сделает кто-то другой. Обязательно сделает.

Предложение должно быть гибким. Клиент должен иметь возможность выбрать маршрут поездки и место в поезде, время доставки и способ оплаты, диагональ смартфона и интерфейс экрана… С покупателем сотрудничают, ему предлагают самому принимать решения и переделывать продукт под себя, его вкусы изучают исподтишка, а потом вдруг предлагают именно то, что нужно, правда, Google? Такова современная жизнь — если не подсмотришь и не угодишь клиенту, завтра это сделает кто-то другой. Обязательно сделает. Так что лучше поторопиться.

…Если же у вас до сих пор решительно нет идей, как распорядиться внезапными десятью миллионами долларов, доверьте их венчурной компании, которая примет решение за вас. Это тоже история про новую экономику — в быстро меняющемся мире тяжело уследить за всеми тенденциями. Поэтому появляются люди, которые делают это своей работой. Они к вашим услугам.

  • 3
  •  
  • 1
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Вам срочно нужна квартира на сутки в Барановичи? Не переживайте, наш сайт предоставляет вашему вниманию множество отличных предложений, чтобы Вы смогли максимально быстро и выгодно, а главное, без посредников снять квартиру в Барановичах. Более детальную информацию вы можете получить на нашем сайте: sutkibaranki.by

OOO «Высококачественные инженерные сети» осваивает новейшие технологии в строительстве инженерных сетей в Санкт-Петербурге. Начиная с 2007 года, наша компания успешно реализовала множество проектов в области строительства инженерных сетей: электрическое обеспечение, водоснабжение и газоснабжение. Более подробная информация на сайте: http://spbvis.ru/