18+

Мысли по поводу: Александр Зинкевич, директор Дворца искусства
14 декабря 2017 Интервью

Мысли по поводу: Александр Зинкевич, директор Дворца искусства

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
Директор Дворца искусства Александр Зинкевич о построение рынка искусства, о рисках, связанных с художественным творчеством и о том, как надо продавать картины за десятки миллионов долларов.

Александр Зинкевич

1

 

Любые художественные выставки, какими бы они ни были, убыточны. Причем не только в Беларуси. Чем больше качественных выставок мы сюда привозим, тем меньше возможностей остается для торговых мероприятий, которые какое-то время позволяли нам жить и развиваться. Наша задача — избавиться от прошлого наследия и найти новые источники выручки.

2

 

Занятие искусством — это не рефлексия на тему увиденного, это не только аплодисменты и богемная жизнь, а серьезное занятие, которое очень часто в профессиональном плане заканчивается трагически. Любить это дело надо так, чтобы всегда быть готовым пожертвовать своей жизнью. Никому не гарантирован вход в элиту.

3

 

Слово «Беларусь» в поисковике базы данных художников — очень редкое явление. В каталоге artnet.com, где есть имена 200–300 тысяч художников, полсотни литовцев и тысяча россиян. А белорусы если и встречаются, то это, как мне кажется, случайность.

4

 

С одной стороны задача директора — найти деньги, чтобы во Дворце искусства проходили художественные выставки. В сфере выставочной и художественной деятельности Беларуси мы единственные, кто полностью обеспечивает себя сам. Мы скорее доноры, нежели реципиенты.

Но с другой стороны, своей основной задачей я вижу участие в построении рынка искусства. Очень важно сформировать глобальную стратегию развития искусства, которая позволит не копировать неактуальный опыт десятилетней давности, а спрогнозировать те тенденции, которые будут доминировать в долгосрочной перспективе.

5

 

При выходе на американский или европейский рынок волной смыло бы 90 % белорусских художников. Они не так плохи, вовсе нет, просто не готовы, когда им высказывают правду в глаза. Большая беда в том, что не поддерживается белорусская критика. Хорошие искусствоведы есть, но их голос в принятии покупателем каких-либо решений ничего не значит. У нас нет критиков со слышной для инвесторов позицией.

6

 

Образ всей белорусской экономики не сильно изменился с советских времен. Если промышленность или научные центры худо-бедно новый рынок принял, то искусство, как было, так и остается дотационным. Только в СССР оно было залито деньгами. Это пример в том числе Дворца искусства. Будь он одноярусным выставочным комплексом, мы выглядели бы куда интереснее и стали бы премиальной площадкой. Наши залы большие и сегментированные. Когда, к примеру, проходит выставка «Банк. Страхование. Лизинг», возникает банальный вопрос: «Почему условный БПС-банк стоит на первом этаже, а условный Беларусбанк на втором?» Вопросы выставочников к этому зданию справедливы.

7

 

Продавая картины за десятки миллионов долларов, вы должны постараться, чтобы какие-то философские подтексты в работе все же были.

8

 

Экспорт рынка креативных индустрий США, включая кино, — 150 миллиардов долларов в год. Это гигантская сумма. Великобритания экспортирует художественных и околохудожественных услуг на 10 миллиардов фунтов. Это отрасль, которая доказала свою способность на эффективное развитие.

9

 

Дворец искусства находится в нашей собственности, но он очень большой и требует серьезных затрат на содержание. Долго этими площадями никто не занимался. Сейчас не менее 30 % от выручки мы направляем на ремонт, чтобы привести здание в соответствующий нашим представлениям вид.

10

 

Есть три варианта для существования любой художественной галереи: платит либо государство, либо собственник, либо собственник находит возможность зарабатывать. При третьем варианте гасится разрыв между затратами на выставку и отдачей от зрительского интереса. Минск нуждается в галереях, но их экономика висит на тоненькой ниточке. Стоит чуть измениться обстоятельствам — и галерея рискует обанкротиться или исчезнуть.

11

 

Критерий оценки художественных работ серьезно упал. Люди привыкли к свободному доступу к пространствам и, считая себя собственниками, полагают, что любое произведение должно быть на выставке. Нам не хватает серьезной работы искусствоведов и кураторов, которые имели бы широкие полномочия при подготовке выставки.

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

OOO «Высококачественные инженерные сети» осваивает новейшие технологии в строительстве инженерных сетей в Санкт-Петербурге. Начиная с 2007 года, наша компания успешно реализовала множество проектов в области строительства инженерных сетей: электрическое обеспечение, водоснабжение и газоснабжение. Более подробная информация на сайте: http://spbvis.ru/