
Все, что делает Bazinato, не только активно обсуждается. Его работы нередко разрушаются и уничтожаются. Впрочем, он считает, что для этого и существует искусство – ведь так люди взаимодействуют с ним. История Bazinato – про то, как выводить людей из равновесия. Как видеть необычное в обычном, получая новый визуальный опыт. И про то, как бросить вызов привычному образу мысли.
Чем знаменит:
На протяжении десяти лет, которые я занимаюсь практикой стрит-арта, все уничтожалось. Ты что-то клеил, рисовал, ставил, делал, но все всегда уничтожалось. И это нормально. Те, кто разрушили твое искусство, просто его прочитали и вступили с ним во взаимодействие. Если хочешь, чтобы твое произведение пожило дольше, выбирай для него место, куда людям сложно долезть (смеется). В моем творчестве есть два вызова: с одной стороны, удивить и порадовать людей, остановить их на секундочку, с другой — дать обухом по голове.
Скульптуру «Великое существо» (была установлена на ул. Октябрьской, в течение трех недель дважды подвергалась актам вандализима. — Примечание «Большого») будем восстанавливать. Я изначально планировал делать ее не антивандальной, чтобы она подвергалась воздействию, чтобы с ней что-то происходило. Я предчувствовал, что с ней что-то да будет. Первый раз ей отломали руки — у нее выросли новые, потом ей отломали части — что-то приклеилось… 50 тысяч человек голосовали на известном интернет-ресурсе по вопросу, что с ней, фигурой, будет дальше. И это хорошо, потому что в принципе, у каждого своя история «Великого существа». Я всю жизнь делал то, что позволяло мне увидеть реакцию другого человека, чтобы лучше понять самого себя. Здесь это получилось.
У меня много вызовов. Чтобы на них отвечать, приходится ломать автоматическую последовательность действий: ты знаешь, что это стало привычкой и мешает тебе действительно нормально думать. Я думаю, много путешествую — недавно был во Франции, Германии, но больше всего мне запомнилось совсем другое путешествие — в мой подвал. Я увидел там целую жизнь. Можно жить где угодно, но, поменяв восприятие, получать непривычный визуальный опыт.
Я долгое время работал с мусором, из которого можно делать все что угодно. У меня была большая серия работ, где использовал все подряд, а люди покупали мой мусор за приличные деньги. В детстве мусор, например, объединял весь район.
Когда приезжал мусоровоз, все выходили со своими ведрами, и ты всегда мог посмотреть, кто что ел. Все выходили во двор, общались — благодаря мусору у нас было сообщество. Сейчас люди меньше пересекаются, но больше тратят времени на зарабатывание нового мусора, что можно назвать улучшением своего комфортного существования.
Мне всегда был интересен лес, потому что много времени проводил на даче, с бабушкой. Выращивал овощи, наблюдал, парники подвязывал, компост бросал и прочее. Компост — это вообще важно, это недооцененный ресурс, в том числе в творчестве. Из компоста, кстати, можно много чего сделать.
Все можно превратить в конфликт. Ты просто выходишь на улицу, маркером проводишь по стене — и уже конфликтуешь: кому-то нравится то, что ты делаешь, а кому-то — нет. Раньше за стрит-арт били морду, сейчас все скучно — все превращается в хайп. Все нужно заинстаграмить, продумать, сделать медийным, искусственным — прагматика и рационализм первичны. Ты не делал бы этого, если бы тебе не платили зарплату. Все просто, и это даже нормально. Но скучно. Чтобы стало по-другому, надо самому себе бросить вызов, придумать какую-то историю, чтобы она тебя действительно волновала. А она чаще всего появляется тогда, когда все процессы перестают быть механическими.
У нас сейчас популярен культ личности, идентичности — я важен, мои права важны. Это тоже временно и когда-то пройдет. Мы вернемся к другой концепции, где природа будет главной. Нам давно пора обсуждать, что мы можем исправить. Например, я сделал скульптуру носорога, назвал «Аттракцион. Прокатись на белом носороге». Мой носорог — белый, это дань памяти удивительному существу, которого больше нет в природе. Хотелось акцентировать внимание на моментах, которые исчезают, которые сложно повторить, но они остаются в нашей памяти. Например, это наше детство. Удивительный момент нашей жизни, когда мы беззаботны и верим в чудеса. Мой аттракцион заодно и манифест свободы, когда любая вселенская катастрофа оборачивается игрой.
Понятия красоты и гармонии не существует. Эволюция человека подтверждает, что критерии гармонии и красоты — это приобретенное социальное понятие. У африканцев дети засыпают под стук барабанов, а у нас — под спокойные мелодии. В каждой культуре свои эталоны красоты, так что в итоге все понимают: то, что тебе нравится, — привычка. Ты любишь что-то, потому что ты привык…
В школе я был двоечником. Меня даже не хотели брать в 10-й класс: директор и завуч настаивали на том, что я тупой и мне пора в училище или техникум. Но я остался, сдал экзамены на пятерки — все были в шоке. Я твердо тогда решил всех взбодрить, сделать то, чего от меня никто не ожидал. Мне очень понравилось делать то, что выводит людей из равновесия. От стереотипов надо уходить, у каждого должно быть субъективное мнение. Раньше у нас даже страшно было подумать, что человек может путешествовать, учиться всю жизнь, а не стремится в 20 лет завести семью, мечтать о квартире и машине.
Основной метод, который все объединяет и раскрывает — образование, экология, в которую входит и биология, и наука. Для меня странно: мы, казалось бы, самые крутые на планете существа, с самым уникальным мозгом. Мы можем такие вещи делать! А все страдают только от одного вопроса: где денег взять? И все? Серьезно? Иди и работай! Вера, надежда, любовь — все просто, отношение — вот это важно. Для меня это высший уровень — научиться получать удовольствие от простых вещей. Делиться этим удовольствием с другими. Казалось бы, сказать просто, но сделать это очень сложно.
BAZINATO — аудиовизуальный художник и исследователь, общественный активист, занимается экспериментальной анимацией. Считает, что необходимо использовать искусство как основу для социальных практик и процесса исследования мира. Его скульптура «Великое существо» неоднократно подвергалась актам вандализма.
OOO «Высококачественные инженерные сети» осваивает новейшие технологии в строительстве инженерных сетей в Санкт-Петербурге. Начиная с 2007 года, наша компания успешно реализовала множество проектов в области строительства инженерных сетей: электрическое обеспечение, водоснабжение и газоснабжение. Более подробная информация на сайте: http://spbvis.ru/
Комментарии