18+

Писатель Павел Санаев: получилась полная депрессуха
19 июля 2011 Интервью

Писатель Павел Санаев: получилась полная депрессуха

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Книга Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» уже несколько лет держится в лидерах продаж. В конце 2009-го года в прокат вышел фильм режиссера Сергея Снежкина по мотивам этого произведения. О том, как автор «Плинтуса» отнесся к экранизации и о чем будет его следующий роман, Павел Санаев рассказал Наталье Кочетковой.

— Как вам фильм?

— Мне бы хотелось, чтобы он был другим: более светлым, более зрелищным. В сценарии, который я писал, было достаточно пространства для визуальных экспериментов. Например, когда мальчик играет в свои игрушки — солдатиков, железную дорогу, фигурку олимпийского мишки, машинки, — там разыгрывается целое представление: как злые люди похитили маму, солдатики ее спрятали, другие солдатики приезжают на поезде, спасают ее и увозят в другое место. Все это у него под руками оживало, и предполагалась короткая полумультипликационная сценка. Мой сценарий, в котором, кстати, есть сцены, которых нет в книге, был передан студии. Был подан на финансирование в Госкино, прошел все инстанции. И в итоге от него ничего не осталось. Снова была взята книга, по которой режиссер Снежкин написал свой сценарий.

— Так что же вы сами не стали экранизировать свой роман?

— Тут давайте отделим мух от котлет. На вопрос, как вам это нравится, я отвечаю, что есть в фильме вещи, которые мне не нравятся. Другой вопрос, довольны ли вы этим? На него я отвечаю, что принимаю это как свершившийся факт, потому что у меня в жизни два года назад был выбор: снимать экранизацию «Плинтуса» или делать фильм «На игре», который вышел в прокат прошлой осенью. Я сделал выбор в пользу «На игре». Для меня это шаг вперед в режиссерской профессии, тогда как экранизация «Плинтуса» была бы шагом назад.

— Почему?

— Потому что, во-первых, мне не интересно снимать кино в четырех стенах квартиры. Во-вторых, я понял, что у меня нет драйва самому делать «Плинтус». Я представил, как войду в павильон, увижу мальчика, скажу ему: подойди к бабушке, она на тебя посмотрит… Мне после этого будет настолько тошно, что хорошее кино не получится. И фильм выйдет неизбежно хуже, чем книга. Так что я об этом выборе не жалею. Другое дело, что результат фильма Снежкина тоже мог бы быть лучше. Есть еще один довольно щепетильный момент. Мне бы хотелось, чтобы роль бабушки в фильме сыграла моя мама Елена Всеволодовна Санаева. Она пробовалась, я видел эти пробы, они были достойными. Я просил об этом Сергея Снежкина, но он, глядя мне в глаза, отказал. Сказал, что у него другое видение. Хотя мне как режиссеру кажется, что можно было бы и пойти навстречу автору книги, по которой ты делаешь кино. Конечно, при условии, что актер, которого он предлагает, хороший. С другой стороны, я посмотрел фильм и подумал: не сняли вы в нем маму — и слава Богу.

— Если отбросить нюансы, то по идее фильм и книга схожи?

— Дух книги был другой — она о прощении, восприятии через призму юмора самых кошмарных страниц жизни. А фильм — чистая депрессуха. Но это не значит, что я буду говорить: не смотрите фильм, он плохой… Нет, посмотрите, сравните, кому-то, может, он понравится больше романа. Я часто замечал, что у людей разное восприятие одних и тех же вещей.

— В отрывках из дневников Быкова я читала, в какой ужас пришел Ролан Антонович от сочинения, которое вы принесли из школы. Он даже решил, что мальчик слабоумный, и начал учить вас писать. В результате выяснилось, что ребенок вовсе не слабоумен, просто его так научили… Насколько «Плинтус» связан с этими уроками?

— Напрямую. Я никогда бы не начал писать, не будь этих сочинений. Ведь у многих мальчиков 13-14 лет, если в семье есть отец или отчим и он достойный человек, возникает потребность завоевать его уважение. Ведь мама, я знаю, меня любит любого, а отчим вроде тоже любит, но хотелось, чтобы еще и уважал. Как этого добиться? Я в 6-7-м классах увлекался фотографией. Получалось неплохо, но сказать, что меня за это можно было сильно зауважать, нельзя. А когда Ролан Антонович прочитал это ужасное сочинение, написанное по школьным шаблонам того времени: «наша страна кует мощь и процветание», «мы построим светлое будущее», «все наши республики живут в мире и согласии», то как человек со свободными мозгами пришел в ужас. И решил узнать, умею ли я сам думать или только клише друг на друга нанизывать. Он попросил меня написать вольные сочинения про черепашку из ракушек, еще про что-то. Я написал 3-4 такие истории. А дальше, рассказывая какие-то сцены из жизни у бабушки, приукрашивая их какими-то подробностями, я очень смешил его. Тогда и подумал: а не написать ли мне рассказ. И написал рассказ «Купание». Мне было тогда лет 16. Потом второй рассказ, третий. Так и получилось завоевать его уважение.

— То есть он их читал?

— Читал, очень одобрил. И стал говорить: напиши книгу. Я уперся в то, что написать короткий рассказ могу, а на книгу мне не хватает умения. И только по завершении сценарного факультета ВГИКа, когда как-то научился строить сюжет и работать с текстом, я смог за это взяться и за пару лет ее написать. Посвятив книгу именно Ролану Антоновичу.

 

— Нечасто случается, когда человек одновременно и профессиональный режиссер, и писатель. В чем для вас разница между книгой и съемками фильма?

— Я понимаю, что не могу быть профессиональным писателем и раз в год-полтора выдавать по «Плинтусу». Для меня писательский материал — это только что-то личное, пережитое. Не просто автобиографическое, а личная история развития моей души. Предвижу вопрос: у всех в душе что-то происходит — почему вы считаете, что это кому-то интересно. Просто надо суметь так об этом рассказать, чтобы было интересно всем. Это и есть профессия писателя. Я не понимаю, зачем писать книгу с абсолютно вымышленным сюжетом. Сейчас, по завершении работы над фильмом, я планирую писать книгу «Хроники раздолбая». Если она получится на уровне «Плинтуса», на что я надеюсь, то она все равно будет другая — не такая молниеносная. Это «Плинтус» читается за один вечер. С новым романом такого не будет: он будет более объемным, насыщенным разными действующими лицами и явно более сложным для восприятия. С кино все иначе. У тебя есть сюжет, и ты должен из него вырастить историю, персонажей, все это снять — тут меньше личного и больше внешнего. Ведь кино — коллективное искусство: вы многое получаете от актеров, операторов, художников. Все это вместе сливаете в один котел. Фильм — это сгусток энергии, как, к примеру, сейчас «На игре» получился, потому что все горели на нем.

— Я знаю, что вы предвидели успех «Плинтуса» и даже были немного обескуражены: почему он пришел не сразу. Какой реакции аудитории вы ждете от «Хроник раздолбая»?

— Я жду оголтелого разделения читателей на два лагеря. Одни скажут, что это суперкнига, другие смешают ее с помоями. Не исключаю, что в меня полетят помидоры от тех, кто читал «Плинтус». Причем не за художественные достоинства, а за ее содержание. Кстати, о помидорах — давайте я тогда сразу скажу про книгу «Нулевой километр», за которую в меня тоже полетела пара этих плодов. Как раз за нехудожественность. Дело в том, что эта книга — не моя повесть, это рекламный продукт, который был выпущен в рамках продвижения фильма «Нулевой километр». Это книга по фильму, которую написал приглашенный автор, я потом этот текст немного подправил, но книга от этого не стала моей. Это вообще особый продукт — буквами написанное действие фильма. Поэтому люди, которые ждали литературы, оказались в недоумении.

— Что за особое издание «Плинтуса» сейчас готовится?

— Полгода назад мне пришло письмо от художницы Александры Николаенко, которая сказала, что нарисовала пару иллюстраций к «Плинтусу». Я посмотрел и был покорен этими рисунками. Они очень образные и абсолютно отражают дух книги — такой светлый, грустный и немного смешной. Плюс они не были буквальными — в них был именно образ. Я попросил ее нарисовать еще 5-6, она нарисовала. Я принес их в издательство и предложил сделать подарочную книгу с иллюстрациями. В результате художница по моей просьбе нарисовала 40 иллюстраций. Когда было принято это решение, я вспомнил, что у меня есть три главы, которые в свое время не вошли в окончательную редакцию «Плинтуса», потому что не получились. Я их прочел, понял, что они действительно не получились, но их можно переписать, потому что там есть хорошие вещи. Я их полностью переписал, они прилагаются как дополнительные материалы в конце книги и открывают забавные моменты жизни мальчика. И, кстати, они более автобиографичные. Про то, чем жил герой в свободное от бабушки, лекарств и учебы время. Оказывается, у меня была интереснейшая жизнь: и астрономией увлекался, и геологией, и космический корабль строил, и во дворе взрывы устраивал, и противогаз мастерил… Кстати, чтобы закрыть вопросы по книге, которые возникают, — что в ней правда, а что нет, на сайте www.plintusbook.ru я выложу реальную историю своей семьи. Иллюстрации там уже висят.

Текст:
  • Наталья Кочеткова
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Вам срочно нужна квартира на сутки в Барановичи? Не переживайте, наш сайт предоставляет вашему вниманию множество отличных предложений, чтобы Вы смогли максимально быстро и выгодно, а главное, без посредников снять квартиру в Барановичах. Более детальную информацию вы можете получить на нашем сайте: sutkibaranki.by

OOO «Высококачественные инженерные сети» осваивает новейшие технологии в строительстве инженерных сетей в Санкт-Петербурге. Начиная с 2007 года, наша компания успешно реализовала множество проектов в области строительства инженерных сетей: электрическое обеспечение, водоснабжение и газоснабжение. Более подробная информация на сайте: http://spbvis.ru/