18+

Сергей Безруков: «Я обязан дать надежду тем, кто пришел в театр»
6 ноября 2014 Интервью

Сергей Безруков: «Я обязан дать надежду тем, кто пришел в театр»

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
«Большой» давно охотился за Сергеем Безруковым. Ольге Губской удалось встретиться и побеседовать с актером о Есенине, Пушкине, Высоцком и о том, что Валентин Иосифович Гафт ничего не говорил.

Безруков

КТО:человек, который может одинаково талантливо сыграть всех
ПОЧЕМУ:потому что нам интересно увидеть в Сергее Безрукове его самого
ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ФРАЗУ:«Любая агрессия, направленная против тебя, это
определенный урок, который ты должен пройти»

— Сергей, мне сказали, что прямых вопросов о политике и личной жизни задавать не стоит. Честно говоря, вы такой потрясающий актер, что творчество, литература — это те темы, на которые с вами хочется говорить. А если уж пойдет уклон в политику, то, как отмечал Саша Белый: «Не мы такие, жизнь такая». Кстати, фильм «Бригада» вы считаете своим счастливым билетом?

— Я думаю, что роль Саши Белого — одна их тех счастливых ролей, которые выпадают на долю актерскую. «Бригада» — хорошее кино, я снялся у известного режиссера Алексея Сидорова, познакомился с замечательными партнерами, с некоторыми из них нас свела судьба в следующих работах. С Димой Дюжевым мы стали друзьями. Я сыграл в его режиссерской работе — фильме «Мамы», он у меня — в спектакле «Нашла коса на камень». А сейчас мы участвуем еще в одном проекте для «Первого канала» «Временно недоступен».

Возвращаясь к «Бригаде», скажу, что фильм восприняли по-разному. Кто-то, увы, как браваду и повальный романтизм бандитизма, но это не так. «Бригада» многому учит молодое поколение. Урок нравственный там довольно серьезный, финал трагический, предостерегающий все молодые умы на тему: что такое бандиты, гангстерская жизнь, к чему она приведет, к какому финалу. А ведь точка в этом случае однозначная и трагическая. Кто-то, к сожалению, пропускал этот финал мимо ушей.

— Положительные отношения на фоне продаваемого в 90-е гангстерского сюжета?

— Да, в фильме очень хорошо показана эпоха 90-х, хотя понятно, что в какой-то степени это сказка про бандитов.

Актер Сергей Безруков

— А период путча, баррикад, танков на площади в Москве прошел мимо вас?

— Сам путч я не помню. Летние каникулы всегда проводил у бабушки с дедушкой в Нижегородской губернии в городе Лысково, и путч мы смотрели по телевизору. Дед, выпускник Высшей партийной школы, много
говорил о партии, но это не было причиной конфронтации в семье, как происходит в период гражданских войн, когда брат идет на брата. Братоубийство — самое страшное, что может быть. Вспомните историю про
Каина и Авеля.

— Возможно, это наказание за грехи наши?

— Людей так много и грешили так часто, что если бы за грехи расплата была, то уже давно стерли бы нас с лица земли. Не знаю, может быть, еще не до конца все потеряно, добрые дела дают о себе знать и еще какой-то шанс дается. У меня в Московском Губернском театре идет спектакль «Первое второе пришествие» по роману Алексея Слаповского в постановке Сергея Пускепалиса. Там как раз рассматривается тема второго пришествия: в каком облике может прийти Господь, насколько ситуация может повториться и чем это закончится. Человечеству дается шанс, а насколько он этим шансом воспользуется — вопрос. Интересный спектакль в плане ответов, посмотрите, если будет возможность.

— Может быть, по этой причине вы отказались от съемок в «Бригаде-2»? Не хотели продолжения поэтизации бандитизма?

— Не хочу возвращаться туда, где уже все прожито, я имею в виду роль Саши Белого. Это и так 15 замечательных серий, можно сказать, исторического кино, ведь 90-е уже ушли. Фильм про те времена, про тех парней, про ту эпоху. Знаете, не люблю повторяться, лучше что-нибудь новое играть. Поэтому когда начинаются фантазии на тему «Брат-2, -3» — мне это совсем безразлично.

— Ваш папа — актер советской поры. Он, как опытный человек, давал вам советы о выборе ролей в период перестройки?

— Папа меня воспитывал. Мы все Золотое кольцо объездили, бывали в усадьбе Пушкина в Михайловском, в Карабихе у Некрасова, в Ясной Поляне у Толстого, в Константиново, где родился Есенин. Это все воспитывает душу художника и очень важно для молодого, начинающего актера, а я в те времена студентом был — первый курс. Именно такие знания дают то необходимое вдохновение для внутреннего актерского роста. Ты должен многое смотреть, многое читать, не замыкаться на себе, только лишь на своем внутреннем ощущении. Ты должен как губка впитывать окружающий мир и восприятие через окружающий мир.

— А это правда, что он назвал вас в честь Сергея Есенина?

— Да, это правда.

— Откровенно говоря, глядя на вас в роли Есенина, возникает ощущение, что этот поэт вам очень близок по характеру. Это так?

— Я думаю, что в стихах, на самом деле, все заложено. В стихах, которые писал Сергей Есенин, все подлинно, все настоящее, все пропитано чувствами. Даже в тех грехах, в которых каялся Есенин, в той любви к Родине, в которой он признавался не ради красного словца. Именно в есенинском восприятии жизни чувствую связь с поэтом, хотя я все же не такой хулиган, как он. Сергей Александрович за свои 30 лет прожил столько, сколько мне, наверное, жить и жить. Он действительно пил жизнь большими глотками, потому так быстро и ушел из этого мира.

— Есенин очень любил Русь, Рязань, русские пейзажи. Как думаете, смог бы он полюбить современную Россию?

— Да, Есенин очень русский поэт. Многое знал, многое понимал, даже на интуитивном уровне. Воспитание у него было религиозное, и это тоже сказывалось, конечно. Хотя впоследствии он говорил:

Стыдно мне, что я в Бога верил,
Жалко мне, что не верю теперь.

На нем как раз-таки и отразились российские события начала XX века: кровь, ужасы, начинающиеся репрессии, уничтожение русской культуры. Я убежден, что Сергея Александровича убили. Уникальные
личности всегда слишком неугодны толпе, тем темным силам, что пытаются уничтожать самую светлую душу, которая согревает людей. А о современной России, думаю, Есенин так же с болью писал бы, но в то же
самое время, как истинный патриот, выступал бы за нее. Кстати, как и Пушкин тоже. Почитайте его строки:

О чем шумите вы, народные витии,
Зачем анафемой грозите вы России…

Поэт, совершенно поддерживающий русское настроение в обществе, был абсолютный патриот, но при этом написал:

Во глубине сибирских руд. Храните гордое терпенье…
…и милость к падшим призывал.

Он действительно призывал милость к падшим, к тем декабристам, которые выступили против существующей власти России, и в то же время оставался человеком государственного мышления, который высказывался за Россию. Как в нем это сочеталось?

Потрясающе!

Людей так много и грешили так часто, что если бы за грехи расплата была, то уже давно стерли бы нас с лица земли.

— Вам не кажется, что раньше люди были более духовны, благородны, отданы служению отечеству?

— Я так не думаю. Времена всегда были разные. И в есенинские времена были поэты уровня Демьяна Бедного. И во времена Маяковского были различные поэты. Помните, когда-то Маяковский громогласно провозглашал: «…не делайте под Маяковского, делайте под себя!» Бездарей, графоманов, которые так же ощущают себя личностями в истории и пытаются воздействовать на людей, не понимая того, что им это не
дано, — хватало всегда. Может быть, судьба и предназначение их как раз в том, чтобы гнобить, уничтожать тех самых гениев, которые приходят на эту землю. Все это напоминает большой сценарий жизни, в котором каждому отводится определенная роль. Кто-то будет ползать, кто-то будет тебе врагом. Он, возможно, воявился в твоей жизни для того, чтобы ты что-то понял. Любого врага нужно воспринимать с этой точки зрения. Любая агрессия, направленная против тебя, — не просто агрессия, а определенный урок, который ты должен пройти. Мне кажется, что это именно так. Все в этой жизни не случайно.

— Позвольте пару слов о роли Чичикова и Гоголе. Это правда, что на спектакле, где вы играете роль Чичикова, всегда аншлаг?

— Что касается Чичикова, то спектакль идет с переаншлагом, с успехом до сих пор. Я поражаюсь, как люди реагируют на текст Гоголя — они хохочут до сих пор. Вроде бы сие является хрестоматией всем известной, но люди по-прежнему реагируют так, как будто слышат текст впервые.

— А вам не кажется, что птица-тройка сегодня летит не туда, раз Чичиков до сих пор так популярен?

— Она все равно несется. Куда несешься ты, дай ответ! — Нет ответа.

Темп увеличивается, стремительность бега с каждым днем ускоряется. Если раньше она мчалась, то теперь она просто летит — время стало очень спрессованным, быстрым, стремительным. Может быть, скорость интернета заставляет нас носиться.

— Мне кажется, что время стало и более безжалостным. Топчет эта птица-тройка кого ни попадя.

— Я так не думаю. Если вы вспомните времена инквизиции, то наше время покажется просто райским уголком. И даже то, что происходит во всем мире при этой жесточайшей информационной войне, которая
провоцирует людей на столкновения и смерти… Вспомните времена Крестовых походов. Меняется мода, меняется форма оружия, оно становится более изобретательным, чтобы уничтожать человека. Сейчас войны более изощренные, но и раньше войны были не светлее. Война есть война — это ад, смерть, страх, ужас.

— Вы можете для себя многое объяснить, оправдать, а меня, глядя на жизнь нынешнюю, не утешает, что войны были и раньше.

— Для себя оправдать войну невозможно, и вообще, войны не оправдываются. Как видите, ничего не меняется. Вроде бы человек должен был получить раз и навсегда урок, ан нет. Великая Отечественная война уже ничему не учит, и Нюрнбергский процесс ничему не научил человечество. Вот что страшно.  Оказывается, уроки не заучиваются и ошибки ничему не учат. И как актер, я начинаю понимать, что
должен жить для тех, кто рядом, для тех, кто любит мои работы. Я обязан тем, кто пришел в театр, дать надежду. Время суровое, хотя оно никогда не было благостным. Во все времена в России было много испытаний. Зрителю нужно дать надежду, поговорить с ним о том, насколько возможен свет в конце тоннеля. Есть оптимистичное искусство, а есть пессимистичное. Это два полюса, которые всегда друг на друга реагировали, которые были, есть и будут. Все зависит от того, какую сторону вы выбираете.

Актер Безруков

— Вы оптимист?

— Да, оптимист. В этом жизнь.

— А как вы выдержали нападки на фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой»? Картина вызвала большой резонанс и достаточное количество негативных отзывов.

— Это негатив завистников и людей, которые хотели, чтобы ничего не получилось.

— А вы считаете, что фильм получился?

— Получился. Притом получились 4 серии, которые вышли на телевидении, — это была полная версия, четыре часа настоящей жизни. Картину в кинотеатрах очень сильно урезали, потому как существует определенный формат для кинотеатров. А вот «Высоцкий. Четыре часа настоящей жизни» — это мощный прорыв во всем: в технологиях, в самой драме. Драм ведь в кино вообще не показывали. Это делают американцы, а у нас, если вы заметили, в кинотеатрах только развлечения, что-нибудь экшеновое такое, подобие блокбастера, аттракциона. Серьезное кино у нас не идет. «Спасибо, что живой» — это драма, которая рассказывает о легенде.

— Никита Владимирович (сын Высоцкого) мне объяснял так: «Высоцкий был не кайфолов в современном понимании. На наркотики его «посадили» медики».

— Его лечили, это так, но фильм же не об этом. Тут просто взят 1979 год, один из самых страшных периодов жизни, когда развилась большая зависимость и была клиническая смерть. Речь идет о том, если вы
внимательно посмотрели картину, что человек получает вдохновение после смерти, к нему возвращается та самая муза, ведь он полгода ничего не писал. Он загоняет себя до конца, чтобы проститься с этим миром.  Такое ощущение, что он идет на износ, но умерев и воскреснув, снова пишет стихи.

— Мой черный человек в костюме сером…

— Да, это то, что рождается сразу после смерти, это воскрешение поэта. И та самая молитва, которую он произносит: «Господи, пусть им всем будет хорошо», и есть основная мысль картины. Но поскольку общество во многом испорчено желтизной повальной, они воспринимают только одно. Они не видят, что им показывают, а выбирают грязь и считают, что именно это достойно внимания, не замечая того, что грязь лишь для того, чтобы быть правдивыми. Ведь чтобы показать одну сторону, ты должен спуститься и показать другую, иначе это будет пастораль, былина, сказка. Нужно показать и греховную составляющую, чтобы контраст между светом и тьмою был очевидный. Да, есть у Высоцкого темные стороны, и у Есенина тоже они были. Но главное — свет внутри. И именно с ним мы запомнили этих людей. Они нас осветили своим потрясающим талантом. А Высоцкий — это песни, это личность, его поэтический дар, его непримиримость. Потому что даже с этой болезнью (а наркоманию я, играя, воспринимал как болезнь) он боролся и при этом оставался личностью, причем настоящим героем, который готов был жертвовать собою ради других, который готов был идти наперекор и вести себя с той самой властью на «ты». По силе характера Высоцкий в каждом кадре герой, он совершает поступки. И финал — это поступок: сказать «черному человеку в костюме сером» «нет» — не каждому дано. Спросите себя, а вы бы так могли? Я думаю, что те, кто говорит какие-то гадости, просто в коленках слабые, дрожащие, чтобы вот так, как Высоцкий, дать ответ.

Братоубийство – самое страшное, что может быть. Вспомните историю Каина и Авеля.

— Сергей Витальевич, вы не менее сильный человек. Неприятный вопрос: вы наверняка знаете о шутках в сторону многообразия ваших образов. Вроде того, что «Безруков — наше все…», «Я больше всего боюсь, что после смерти меня сыграет Безруков (будто бы слова Гафта)». Как вы к этому относитесь? Вас это не обижает?

— Нет, меня это не обижает. Я этого просто не замечаю. А Валентин Иосифович Гафт не говорил таких слов. Когда человек его уровня, его дарования передо мной извиняется: «Сережа, ты знаешь, как я тебя люблю. Я не сочинял всех этих гадостей, поверь мне» — каково мне? «Я вам верю, я не обращаю на это никакого внимания», — ответил я тогда.

Вот видите, что творят эти злые люди: подставляют такого потрясающего человека, актера, личность. Это те самые «желтые черти», назовем их так, которые пытаются каким-то образом самоутверждаться за счет
других. Это было во все времена, потому я не обращаю внимания. Это дает мне определенную энергию не расслабляться, а быть постоянно в форме.

— Сейчас вы еще и художественный руководитель Московского Губернского театра. Если бы вас пригласили поехать с гастролями в Украину, согласились бы?

— Я не знаю. Давайте посмотрим, что произойдет в будущем. Надеюсь, все будет хорошо. Пройдут войны, пройдет агрессия человеческая. Очень бы хотелось.

Думаю, что все это неспроста, так надо было. Люди неспроста вышли на Майдан. Эта ситуация — предостережение и для других стран. Особенно обидно, когда ты видишь, что это сделано благодаря западным технологиям, просто провокация в угоду интересам не национальным, а чьим-то другим. В этом вся червивость происходящего.

Я за то, чтобы каждый человек нес свою культуру, владел национальным языком. Именно таким образом мы можем сохраниться как люди, как народы. Но когда все это провоцируется и делается в угоду тому, чтобы создать некую биомассу при отсутствии своих корней, своей культуры, — вот уж нет! Обратите внимание, от Америки идет ощущение этой биомассы: одеваемся в одну одежду, смотрим одни фильмы, жуем одно и то же, а это очень удобно, как мне кажется, для того, чтобы вести бизнес. Ничего личного, только бизнес. Вот что я, глядя на все происходящее, с горечью осознаю. Многие этого не видят, а это называется просто «использовать» патриотические чувства в своих интересах. Доброе начинание используют в своих интересах.

Самостийность — обязательно, родной язык — обязательно! Ведь в СССР это все было: выделялись большие деньги в союзные республики. Рижская киностудия существовала, киностудия
Довженко существовала, Одесская была, и «Беларусьфильм» был, и «Казахфильм», и «Узбекфильм», и «Грузия-фильм» был. Развивалась культура всех народов 15 республик. В каждой республике были свои
национальные театры, свой язык. А сейчас Прибалтика, к великому сожалению, говорить про национальное кино не может. Снимает ли Рижская киностудия свои фильмы? Да нет, все западное, для евроинтеграции. Вот очевидность того, что, господа, храните свою самостийность, но будьте тогда самостийными! И ни к кому — ни к Европе, ни куда дальше, сами с собою.

Фото:
  • Даниил Анохин
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Вам срочно нужна квартира на сутки в Барановичи? Не переживайте, наш сайт предоставляет вашему вниманию множество отличных предложений, чтобы Вы смогли максимально быстро и выгодно, а главное, без посредников снять квартиру в Барановичах. Более детальную информацию вы можете получить на нашем сайте: sutkibaranki.by

OOO «Высококачественные инженерные сети» осваивает новейшие технологии в строительстве инженерных сетей в Санкт-Петербурге. Начиная с 2007 года, наша компания успешно реализовала множество проектов в области строительства инженерных сетей: электрическое обеспечение, водоснабжение и газоснабжение. Более подробная информация на сайте: http://spbvis.ru/