
В отношении Павла Калинкова* фраза «быть на коне» не является идиомой — это образ жизни. «Большой» узнал у него, зачем ему кони и доспехи во времена, когда есть машины и удобные пуховики.
«Золотая шпора» начиналась в 2003 году, тогда я только окончил юрфак БГУ. Глаза мне открыл учебник «Кароткія нарысы дзяржавы і права Рэспублікі Беларусь» профессора Язэпа Юхо. Эта книга полностью перевернула мое сознание, раскрыла огромные неизведанные дали, в которых можно копать и копать. Я вдруг понял, что беларусам есть чем гордиться.
Я очень хотел, чтобы то, что я читал в книгах и видел в фильмах, стало реальностью. Добавим, что я еще и очень любил лошадей (улыбается). В какой-то момент у меня появилась своя лошадь, начал выступать на исторических фестивалях, примерять на себя доспехи. Увлечение лошадьми, историей и мой романтизм помогли создать «Шпору».
В какой-то момент увлечение историей переросло в работу, в дело всей жизни. Появилось ранчо, большая конюшня. Мы начали открывать людям целый мир истории, но мир необычный, в нем главный герой — лошадь. В Беларуси есть много исторических клубов, специализирующихся по разным эпохам. Есть конные клубы, некоторые из них как-то связаны с историей. Но клуб, который системно занимается конной историей, в Беларуси только один.
Мы участвуем в исторических реконструкциях в Беларуси и за границей, рассказываем людям о нашей истории — не кастрированной советской, а о настоящей, беларуской. Объясняем, что нашим прошлым можно и нужно гордиться, а главное — его нужно изучать. Если после нашего выступления хотя бы пару человек начнет изучать специализированную литературу или по крайней мере почитает «Википедию», значит, мы уже сделали большое дело.
Историческая реконструкция появилась в Беларуси где-то в 1994–1996 годах, я погрузился в эту тему в 2001 году. Сейчас много людей занимается этим, реконструируя разные эпохи. Мы обращаемся к самым ярким моментам в истории нашей страны. Первая эпоха — XV век, когда мы победили в Грюнвальдской битве и в очередной раз отстояли свою независимость. Следующая эпоха — XVII век, когда наши всадники были лучшей кавалерией в Европе, а возможно, и в мире. Слава о крылатых гусарах* гремела везде! Третья эпоха — XIX век, закат Великого княжества Литовского, когда оно уже фактически было съедено другими государствами. Но была предпринята последняя попытка сохранить ВКЛ. К сожалению, Великое княжество Литовское уже не было восстановлено. Но страна осталась, просто теперь у нее другое название. Еще мы увлекаемся вестерном, но это больше не про историческую реконструкцию, а про стиль жизни.
В Беларуси есть огромное количество замков, исторических мест, где проводятся выступления и куда нас приглашают. Это Гольшаны, Мстиславль, Несвиж, Новогрудок, Мир, Крево, Залесье, Зельва и т. д. В «Золотой шпоре» сформирована команда ребят, которая занимается историческими выступлениями. Мы используем интересные реконструкторские комплекты и рассказываем людям историю нашей страны, сидя верхом на лошадях. Получается красивое и эмоциональное действие. Интересно, что лошадь не знает, где граница между игрой и настоящей жизнью. Для нее все по-настоящему, она идет в бой умирать. Именно поэтому она выступает так ярко. Но наша главная религия— не навреди лошади: что бы ни случилось, она должна быть в безопасности.
Есть представления, где все красиво, изящно и безопасно. А есть захватывающий спорт с полным погружением — джостинг, где реконструкторы сражаются в исторических доспехах, плотно контактируя друг с другом. Правда, сражение происходит на тупых копьях, но это все равно опасно. Когда опускается забрало и ты отправляешь лошадь в галоп на копейную сшибку с противником, все происходит совсем по-настоящему.
Когда мы делаем что-то материальное — надеваем доспехи, садимся верхом на скакуна, — это уже исторический эксперимент. Мы можем рассказать историкам и археологам, как все было на самом деле. Допустим, археолог откопал какой-то экспонат. Мы встречаемся с ним и говорим: «Слушай, эта пряжка крепилась сюда для того, чтобы вот здесь ничего не упало». Получается интересная взаимосвязь между нашим хобби и наукой. Мы исторические экспериментаторы. Но признаюсь, что даже самый взрослый из нас в душе — мальчишка, который хочет романтики — той самой, из фильмов и книг. Лично мной движет в первую очередь романтизм. Потом романтизм пересекается с опытом, навыками, и уже взрослый мужчина во мне говорит: «Давай подумай, как это должно быть!» Тогда уже начинается исторический эксперимент.
Только в 90-х годах была перелопачена наша история, исковерканная советскими учебниками. Историю начали преподавать по новым пособиям, но отношение к ней оставалось прежним, с оттенком пренебрежения к Беларуси. Все было вскользь, поверхностно, без увлечения.
Я не думаю, что и сейчас истории Беларуси уделяется достаточно внимания. Но наш и другие исторические клубы для того и существуют, чтобы возвращать прошлое. Реконструкторы возвращают его в материальном виде, историки — в духовном. Мы взаимодействуем с беларускими историками, изучаем их труды. Жалко, но пока история Беларуси мало изучена с материальной стороны. Большинство книг написано о политической и культурной истории. Два года назад умер известный историк Юрий Бохан, который копал как раз в сторону материального. Вместе с ним ушла целая эпоха в реконструкции. Сейчас набираются опыта молодые историки. В нашей команде есть ребята с истфака — теперь слово за ними.
Интересно наблюдать, как к истории относятся в других странах. Мы много общаемся с поляками. Оказывается, на Западе люди тоже переписывают историю под себя. Иногда мы с поляками спорим, но делаем это, уважая друг друга и приводя свои аргументы. Пытаемся объяснить, что какое-то событие выглядело немного иначе, чем соседи привыкли думать. В Польше сильна пропаганда истории, но я уважаю их за это. Нация, которая ценит свое прошлое, далеко пойдет.
Меня приятно удивила Россия. Два года назад мы ездили на большой фестиваль в Москву. Я думал, что нас встретят как младших братьев. Но оказалось, что там есть не только имперская философия — сейчас многие россияне достаточно глубоко и неоднобоко смотрят на историю. На фестивале мы представляли беларусов на службе у Наполеона. Мы рассказывали о том, что беларусы в то время воевали с двух сторон. Те, что были за Наполеона, пытались восстановить независимость Беларуси, на тот момент поглощенной нашим соседом. Что удивительно, русские коллеги не только с радостью обсуждали эту тему, но даже давали дополнительную информацию.
Мы создаем место для современных рыцарей и ковбоев, делаем маленькую машину времени. Хотим нажать на кнопку и на секунду погрузиться в Средневековье, например, и почувствовать то же, что и люди того времени. Некоторые читают книги, некоторые играют в компьютерные игры, а у нас такое хобби.
Вокруг нас — огромное количество романтиков, у которых загораются глаза, когда начинаешь рассказывать им о своем увлечении. И это здорово, что в современном мире, где главное — погоня за деньгами, все еще есть люди, которым нужно что-то другое — духовность.
Я не буду лукавить, «Золотая шпора» — это и финансовый проект. Я живу за счет обучения верховой езде, конного туризма и выступлений. Но мне нравится, что это не деньги, заработанные на популяризации истории.
Я не боюсь уйти в чистое развлечение, потому что четко знаю, где находится грань. Я спокойно могу перейти ее, чтобы люди приятно провели время. Но при этом не превращаюсь в клоуна, играю на более высоком уровне. Людям нравится трушность, настоящность момента.
Айтишники, которые часто приезжают к нам на корпоративы, чувствуют уверенность в завтрашнем дне и могут подумать о чем-то кроме денег. Им важно не просто увидеть шоу, но и получить информацию. В одном варианте выступления я выезжаю на лошади и показываю трюки, дрессуру. Я рассказываю, почему с лошадью нужно вести себя именно так, углубляюсь в детали. Сначала мне казалось, что людям будет неинтересно такое слушать. Но нет, сидят передо мной 70–100 человек (и это не обязательно айтишники) и с удовольствием слушают. Мы же не учебник истории, где сухие цифры. Мы рассказываем об истории с помощью эмоций, показываем, как события влияют на эпохи. А это и развлечение, и возможность узнать что-то новое.
Люди приезжают в «Золотую шпору» учиться верховой езде, кататься на лошадях и смотреть на красоты Беларуси из седла. Мы организовываем конные походы — это одно из моих любимых направлений «Золотой шпоры». Я начал увлекаться такими походами еще до создания клуба, тогда они были редкостью, о них мало кто знал. Это тоже часть исторического эксперимента — объездить Беларусь верхом на лошади и понять, как люди жили во времена, когда еще не было автомобилей.
Я был в восторге, когда узнал, какая Беларусь красивая. Чтобы увидеть беларускую красоту, нужно просто открыть глаза и чуть-чуть уйти в сторону с проторенной дорожки. Уйти на лесные дикие тропинки, в глубь беларуских деревень. Там фантастические пейзажи, картинки из сказок. Мы стараемся двигаться по местам, где меньше видно присутствие человека. Люди загораются этим увлечением так же, как и я.
Походы выдергивают тебя из зоны комфорта, заставляют проснуться в 4–5 утра. Сначала ты ненавидишь себя, но когда видишь фантастический рассвет, чувствуешь, как травы дышат медом, — это восторг, который не передать словами. Это уже настоящая поэзия. По возвращении домой кажется, что ты вернулся в другой мир к другим людям. Еще какое-то время нужно привыкать ко всему.
Мой самый длительный конный поход длился две недели. Это было в 2002 году. Мы вдвоем с моей хорошей знакомой поехали на лошадях в Новогрудок на исторический фестиваль. А оттуда — по Золотому кольцу Беларуси (Мир, Несвиж) и домой. Это было самое яркое впечатление, потому что тогда все было впервые, рыцарская эпоха для меня только начиналась.
Во время таких походов я замечаю, как с каждым годом в беларуских деревнях остается все меньше и меньше людей. Старый уклад жизни постепенно уходит. Чтобы найти его, надо ехать на Полесье. Мы обычно путешествуем по Минской, Гродненской, Витебской областям. В пределах 150 км от Минска старый уклад уже почти не встречается. Встречаются только колоритные заброшенные деревни, оказавшись в которых, чувствуешь, что приоткрыл завесу старого времени.
Деревни приобретают сейчас новый смысл для беларусов. Они превращаются в дачи. Порой в них встречается полная безвкусица, а порой — бережное сохранение традиций.
«Золотая шпора» — это очень много людей и лошадей. Сейчас в нашей конюшне 26 голов. Конечно, одному с этим не справиться, поэтому я счастлив, что у меня есть команда. Я, как двигатель, заставляю этот механизм работать — подталкиваю, требую, чтобы ребята тренировались, были вовлечены. Увлечение конной историей требует огромного количества сил, времени и денег. Поверхностно заниматься этой темой нельзя, нужно погружаться полностью. Поэтому важно, чтобы был такой двигатель. Когда мне самому не хватает энергии, подтягиваются ребята, которые поверили в идею. И уже они начинают толкать, тянуть и двигать. Благодаря таким «апантаным» (прекрасное беларуское слово!) людям и появляется живая история.
Люди приходят к нам волнами. Пришла одна волна — человек десять, потом — другая. Кто-то из волны задержался, кто-то научился чему-то и ушел. А кто-то научился многому, стал самостоятельным и ушел создавать свои проекты. В реконструкции наполеоники в Беларуси участвует огромное количество людей. Но 80% участников, которые выступают на реконструкции верхом, — это мои ученики, так что «Шпора» везде (улыбается).
Сейчас «Золотая шпора» идет дальше. Мы набираем молодых ребят. Собрали группу детей 8–9 классов из Ракова. Я тренирую этих ребят бесплатно. Есть группа студентов-первокурсников. Интересно видеть азарт в их глазах. У них впереди — четыре года счастливой жизни, когда еще можно позволить себе увлекаться. Потом начнется работа, семья — и выкраивать время для своего увлечения будет все сложнее. Еще у нас есть старшие группы. Их участникам от 20 лет. А самому старшему всаднику «Золотой шпоры» 69 лет. Многие знают меня 10–20 лет — это костяк, люди, которые всегда подставят плечо. Мы вместе выступаем на фестивалях, изучаем историю и совершенствуем конное мастерство.
Я не стою на месте, постоянно учусь у лучших и в Беларуси, и за границей. Молодняк, перенимая у меня знания, уже наступает на пятки старикам. И это дополнительный стимул развиваться. Прекрасно, когда у тебя впереди есть какой-то путь. Грустно понимать, что перед тобой стена или потолок, который нельзя пробить головой. Но если найти в потолке дырочку, через которую можно пробиться, тогда жить интересно.
* крыла́тые гуса́ры — элитная кавалерия Королевства Польского и Речи Посполитой, действовавшая на полях сражений с начала XVI до середины XVIII века.
OOO «Высококачественные инженерные сети» осваивает новейшие технологии в строительстве инженерных сетей в Санкт-Петербурге. Начиная с 2007 года, наша компания успешно реализовала множество проектов в области строительства инженерных сетей: электрическое обеспечение, водоснабжение и газоснабжение. Более подробная информация на сайте: http://spbvis.ru/
Комментарии