18+

Ап — и стартап! Большое исследование беларуских стартапов
1 ноября 2019 Технологии

Ап — и стартап! Большое исследование беларуских стартапов

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Журналистки «Большого» попали в зазеркалье IT-страны. И среди нейросетей, фичей и венчуров разыскали интересные беларуские стартапы. Слово ребятам, которые хотят изменить мир. Миру, похоже, пора серьезно готовиться.

Кто: Кирилл Сидорчук, стартап Oyper

Что: решение для e-сommerce

Для чего: технология выполняет визуальный поиск одежды по изображению и видео

Идея стартапа появилась больше двух лет назад. Она пришла одновременно ко мне, моему однокурснику Саше и моей сестре. У нее было достаточно денег для того чтобы купить одежду, но совсем не было времени на поиск подходящих вещей. В то же время я и Саша глубоко анализировали отрасль электронной коммерции. Мы искали интересные ниши и решили, что наиболее перспективной была бы ниша fashion e-commerсe — онлайн-продажа одежды, обуви, аксессуаров. Мы решили создать онлайн-аналог живого стилиста, который работал бы на основе искусственного интеллекта и мог бы создавать для людей готовые образы из предметов, доступных в интернет-каталоге. Пользователю достаточно ввести необходимый ценовой диапазон и выбрать один из предложенных поводов (свидание, собеседование и т.д.). Мы также разработали поиск одежды по картинке. Тебе нравится одежда на изображении? А мы предлагаем все похожие на нее варианты.

Ядро нашей технологии — сверточная нейронная сеть, которая умеет распознавать предметы одежды на изображении. Изначально мы анализировали рынок fashion e-commerсe в США. Он наиболее перспективный: там сложилась культура потребления через интернет, высокая покупательская способность и высокий размер среднего чека. В августе 2018 года мы запустили там наше веб-приложение. Попытка ничем не закончилась: без миллиона долларов тяжело раскачать продукт на американском рынке. Поэтому мы решили отойти от B2C и обратиться к B2B рынку. Сейчас мы продаем нашу технологию отдельным бизнесам — онлайн-магазинам, специализирующимся на одежде. Для них такое решение выгодно: более 67% покупок на рынке fashion e-commerсe совершаются импульсивно. Покупатель получает импульс, вдохновившисьчем-то — одеждой на прохожем или в витрине магазина. Мы же создали инструменты, которые позволяют совершать эти импульсивные покупки.

Мы хотим сделать нашу технологию доступной для всех. Но принципиально начнем с Беларуси. Ведь обычно беларуские IT-компании нацелены на зарубежный рынок, да и мы сначала анализировали американский. Но кто подумает о беларусах? Почему все лучшее сразу уходит «туда»? Мы живем и работаем здесь, нам здесь помогают и нас ценят. В Европе, Америке все восхищаются Беларусью: у вас такая маленькая страна и такой бум технологий! Все знают нашу страну из-за технологичных стартапов. Поэтому именно здесь мы запустим технологию в большое плавание. Любой беларус сможет бесплатно по картинке искать понравившуюся одежду. Сейчас мы сотрудничаем с Lamoda. Но вскоре охватим все каталоги страны.

В июле прошлого года в нас поверил Google — теперь мы тренируем нашу модель за их счет: Google выделил 20 тысяч долларов на использование их облака. Сейчас эти деньги закончились (вся наша инфраструктура находится в облаке), и нам дали еще 80 тысяч. Теперь мы тестируем уже новую версию нейросети — ничего подобного пока нигде нет. Раньше наша нейросеть определяла только три класса вещей, теперь — девять. До этого на результаты сильно влиял фон изображения, теперь фон не имеет значения, равно как и качество фотографии.

Около двух месяцев назад мы начали работать с видео. Пользователь смотрит видео, и, если ему нравится одежда на каком-то герое, он может нажать на экран, а уже после просмотра увидеть ссылки на магазины, где можно купить похожие вещи. Это одно из нескольких возможных решений, которые мы предлагаем провайдерам и создателям видеоконтента. Наш продукт высоко оценили в Европе: стартап был признан лучшим на европейском конкурсе R&B Next Awards Disruptive Tech в Барселоне.

Раньше мне говорили: да ты что, эти решения никому не нужны, это выдуманная проблема. Но я не переживаю, потому что понимаю: наше решение на несколько лет опережает рынок. Людям это нужно, но пока они еще не до конца это поняли. Некоторые конкуренты давно начали разрабатывать подобные технологии, потратили на это миллионы долларов и уже успели разориться просто потому, что их компании не дожили до момента, когда рынок смог принять технологию.

Кто: Виталий Хомич, Артем Артамонов, AR-стартап группы компаний «ИЗОВАК»

Что: технологии дополненной реальности (AR)

Для чего: создание и развитие оптоэлектронных AR видеомодулей для встраивания в «носитель» заказчика (очки, каска и т. п.) и оптимизации технологических процессов заказчика в различных сферах: инженерия, навигация, образование, чрезвычайные ситуации, медицина и т. д.

Виталий: — Мы не классический пример стартапа, а spin-off высокотехнологичной группы компаний «ИЗОВАК», которая специализируется на тонкопленочных технологиях, на разработке и производстве вакуумного оборудования. Года четыре-пять назад мы, имея большие компетенции в оптике, вместе с нашим беларуским партнером сделали пилотный проект — оптоэлектронное устройство вывода дополненной реальности, встроенное в «носитель» партнера. Наш партнер успешно поставил итоговое решение заказчику, после чего мы приняли решение развивать продукт дальше и создали для этого отдельную команду.

Обычно у стартапа есть только какая-то идея; возможно, небольшая команда и, может, даже MVP. Мы начали с более зрелой позиции: старт проекту был дан еще в рамках материнской компании, которая продолжает активно поддерживать свой spin-off — в первую очередь технически и технологически.

Сегодня у нас уже далеко не MVP: мы достигли 3-го поколения наших оптоэлектронных устройств, развиваем нашу систему защиты IP и уже получили ряд патентов.

Артем: — Как это работает? Оптоэлектронный прибор устанавливается перед глазами человека, пользователь продолжает видеть (как в обычных очках) всю окружающую среду, и при этом на устройство перед глазами подается дополнительная цифровая информация.

Не мы одни занимаемся этим в мире. Есть крупные игроки типа Microsoft, Magic Leap, Lumus, которые изначально делают конечный прибор (как правило, очки) и которые во многом нацелены на В2С. Мы стараемся идти немного по другому пути и концентрируемся на B2B. Здесь заказчик, в отличие от массового потребителя, не настолько требователен: он не смотрит на детали вроде «насколько небо в приборе голубое и трава зеленая». Он смотрит на то, как прибор улучшает его технологический процесс и сколько он ему позволяет на этом заработать.

Виталий: —Каждая задача для AR в B2B специфическая и требует своего решения. Простые примеры — операции МЧС. Помните, год назад в Таиланде затопило пещеру, в которой находилась детская футбольная команда. В темноте их на ощупь вытаскивали: часов по 10 каждого. А представляете, если бы спасатели имели перед глазами AR-приборы и, получая информацию с них (например, с банальных сонаров), ускорили бы операцию в десятки раз. Сейчас, кстати, мы совместно с нашим партнером разрабатываем продукт для различных направлений МЧС.

У нас уже были контакты с представителями космических агентств. Сегодня выход космонавта в космос длится до 10 часов. Космонавт находится в суперстесненных условиях, каждое действие ему надиктовывают в ухо. Технологии AR и их встраивание в шлем позволят сократить время таких операций в разы. А это — экономия огромных денег.

Перспективна и сфера медицины. Представьте, во время хирургических вмешательств (например, лапароскопии) врач видит необходимые изображения прямо перед глазами — и ему уже не нужно поворачивать голову в сторону монитора: это ускоряет процессы. Каждые 1–2 месяца мы открываем для себя новую перспективную сферу применения.

Артем: — Сейчас рынок дополненной реальности выглядит как цифровой единорог: он серьезно растет и развивается. Сюда активно идут инвестиции. Можно сравнить с историей про доткомы, сейчас то же самое в дополненной реальности. Этот тренд сохраняется в течение последних нескольких лет.

В сфере B2B приборы дополненной реальности активно продаются уже сейчас. Где-то через три–пять лет будет бум и в сфере В2С. Сейчас еще есть некоторые технологические ограничения и вопросы. Как с нашей стороны (hardware компаний), так и со стороны IT (разработчиков AR-контента). Например, как полностью обезопасить себя от сбоев и багов, ошибок в работе контента? Вот представьте навигационный AR-прибор на голове водителя. Теоретически в будущем можно прийти к жизни без разметки и дорожных знаков, потому что все будет перед глазами водителя. Но что делать с ошибками? Если перед глазами — синий экран Windows, а ты в это время за рулем? Вызовов достаточно. Но, конечно, это нас только стимулирует.

Кто: Роман Бугаев, Chief Technical Officer, стартап Flo Health

Что: мобильное приложение для женского здоровья на основе искусственного интеллекта

Для чего: помогает отслеживать менструальные циклы, планировать беременность, наблюдать за развитием ребенка и получать персонализированную информацию на основании введенных симптомов.

Стартап был создан в 2015 году. Фаундеры Юрий и Дмитрий Гурские обратили внимание, что есть большая аудитория с естественной потребностью следить за своим репродуктивным здоровьем. В то время как на рынке еще не было серьезных продуктов, предназначенных для этого, были какие-то очень простые календарики. Ниша женского здоровья оказалась недофинансированной, недооцененной, потому что большинство стартапов создаются мужчинами. А что чаще понятно мужчинам? Автомобили, ведение бизнеса и подобные темы, вот они в них и работают. Когда же есть большая проблема и большая аудитория, начинать стартап проще.

Flo решили занять этот рынок. Есть термин «голубой океан», когда перед бизнесом открывается простор возможностей. В таком случае ты, даже если будешь совершать ошибки на рынке, все равно добьешься успеха. Все стартапы совершают ошибки, это неизбежно.

Секрет успеха Flo в трех составляющих. Во-первых, основатели-мужчины не могли исходить из своего личного опыта. Они не знали, чего хотят женщины, поэтому постоянно тестировали продукт и делали его не для себя, а для пользователей. Эта функция пользуется популярностью — оставляем в продукте, нет — пробуем другую, цвет иконки хорошо заходит пользователям — берем, нет — меняем. Второй момент — видимая простота приложения. Оно построено по принципу айсберга, когда 20% функционала видно, а остальные 80% условно скрыты под водой, но они появляются по мере необходимости. Сложный функционал внутри, но пользователь им не перегружен. Для него все просто, понятно и красиво. И третий момент — персонализация. Для каждой женщины существует порядка 200–300 параметров, на основании которых мы предлагаем ей статьи на определенные темы, даем возможность пройти необходимую ей преддиагностику некоторых заболеваний и т. д.

В вопросе финансов мы придерживаемся lean-подхода: очень аккуратно тратим деньги и привлекаем инвестиции. На данный момент мы привлекли больше 20 миллионов долларов. Но инвестиции всегда должны подкрепляться результатами. Flo привлекает инвестиции от фондов, которые помимо денег предоставляют еще и экспертизу, погружаются в проект и дают советы. Иногда экспертиза приносит больше пользы, чем сами деньги. Это называется smart money — умные деньги. Сейчас у Flo нет проблем с инвестициями, уже не фонды выбирают нас, а мы выбираем их.

Оценка компании сегодня — 230 миллионов долларов. Но в дальнейшем речь будет идти о гораздо больших цифрах.Большинство фондов инвестирует деньги, если видит потенциал роста хотя бы в 10 раз. Из этого мы заключаем, что через несколько лет компания может стоить миллиарды долларов.

Два-три месяца назад мы пришли к точке самоокупаемости. Над монетизацией приложения начали работать в сентябре 2018 года. Мы очень долго откладывали необходимость ее введения, на протяжении 2–3 лет были сфокусированы больше на самом продукте. Введя монетизацию, нужно наладить процессы так, чтобы она не навредила продукту. Можно выбрать агрессивную стратегию — отключить людям почти весь бесплатный функционал. Такая стратегия приносит больше денег в короткий период. А есть вторая, более мягкая стратегия, когда ты оставляешь весь функционал, который был бесплатным, и добавляешь к нему новые платные опции. Мы выбрали второй путь, чтобы люди во всем мире вне зависимости от их дохода могли получать продукт, который бы помогал им следить за своим здоровьем

У Flo большие планы. Мы хотим в ближайшие пару лет с 28-миллионной активной ежемесячной аудитории вырасти до 100-миллионной. Сейчас возрастной диапазон пользователей — от 13–14 до 40–45 лет. Мы планируем расширить его и затронуть аудиторию 45+. Идея такая: ты устанавливаешь одно приложение, которое сопровождает тебя на протяжении всей жизни. У нас в планах — стать самым популярным женским комьюнити в мире. Мы хотим все больше уходить в health, охватывать больше женских заболеваний и расширять их раннюю диагностику. И самое главное — мы должны не потерять то, что у нас уже есть. Даже чтобы стоять на месте, нам тоже нужно бежать.

Кто: Валентин Сокол, стартап Clevetura (ранее — Pleasier)

Что: клавиатура, совмещающая в себе мышь и тачпад

Для чего: призвана значительно облегчить жизнь пользователям

Clevetura — это интуитивная клавиатура, тачпад и мышка. Все на поверхности клавиатуры, которая одновременно является и сенсорной панелью. Набирать текст можно, привычно нажимая на клавиши, управлять мышью — просто проведя рукой по поверхности. Система сама перестроится и поймет, что нужно сделать.

Я рассматривал проблему с позиции эволюции клавиатуры — она практически не менялась с 1980-х годов. Стала тоньше, изменился дизайн, но принципиально за 35 лет ничего революционного не произошло. Мы об этом говорим в 2019 году, в эру технического прогресса, когда вещи становятся более удобными и вбирают в себя функционал других устройств.

Печатать на touchpad-клавиатуре неудобно потому, что нет тактильного отклика. Из-за этого сложно понять, была ли нажата кнопка, находится ли палец на нужной букве. Не зря самый популярный планшет iPad от фирмы Apple получил целый ряд сторонних аксессуаров в виде физической клавиатуры, а планшеты iPad Pro изначально предполагают работу с клавиатурой.

Технология нашей клавиатуры реагирует на касания, позволяя управлять курсором, пролистывать страницы и т. д. При этом сохраняется привычный тактильный отклик от нажатия кнопок, который так важен для удобного набора. И это все на одной поверхности — не нужно больше никуда переносить руку, это экономит ваше время. Мы даже посчитали, что в год человек тратит около пяти рабочих дней на перемещение руки от мышки до клавиатуры.

Я архитектор по образованию, в стартап пришел от желания двигаться в жизни. Начал со своим другом Михаилом Крупеньковым. Я заразил его идеей. И только потом мы нашли программиста — Дмитрия Закревского и инженера по «железу» Юрия Лагутика . Очень круто, что они поверили в нас и мы могли работать три года чисто на энтузиазме.

Сейчас команда разрабатывает устройство, которое аккумулирует возможности клавиатуры и тачпада — мышка даже не понадобится. Когда пользователь проводит рукой по клавишам или делает определенный жест, клавиатура распознает этот триггер и мгновенно переключается в режим мыши. Сенсорные клавиши и тачпад-поверхность взаимодействуют с алгоритмами, которые переключают режимы работы автоматически.

При использовании клавиатуры с технологией Clevetura не придется менять свои привычки: система распознает все расхожие жесты — увеличение, скролл, переход между экранами через смахивание и так далее.

Мы долго думали, кто же может нам собрать такую клавиатуру. Многие китайские заводы отказывались: никто не знал, как собрать такую мышку. В итоге нам помог Юрий Лагутик — первый примкнувший инженер по «железу».

Сейчас к клавиатуре можно одновременно подключить до пяти устройств: по трем Bluetooth-каналам, с помощью USB-приемника и кабеля Type-C. При помощи клавиатуры также можно изменить громкость или перемотать видео, если провести влево и вправо по поверхности клавиш верхнего ряда. Для настройки и обновления предусмотрено мобильное приложение. Корпус у клавиатуры легкий и эргономичный, со специальными углублениями для рук.

Я хочу, чтобы клавиатура была максимально доступной. Сейчас Prestigio оценил ее в $100 — пока что технологически невозможно сделать ее дешевле. В Photoshop вряд ли пока можно будет рисовать с этой клавиатурой, а вот для смарт-ТВ, журналистов, программистов, офисных работников это очень удобно.

Кто: Всеволод Князев, стартап OneSoil

Что: онлайн-сервис для мониторинга состояния посевных площадей

Для чего: сервис позволяет увеличивать урожайность и экономить ресурсы с помощью использования искусственного интеллекта

С научной стороны сельским хозяйством занимаюсь с первого курса, с 2011-го плотно начал этим заниматься, а уже через два года участвовал в конференциях, где и познакомился с Вячеславом Мазаем. И пару следующих лет мы начали работать над проектом, Слава заведует связью и дронами, я — наукой. Наша первая концепция сильно отличалась от того, что делаем сейчас. Вначале думали продавать подписку фермерам, а потом нас нашли инвесторы: мы делаем бесплатные инструменты для фермеров, а монетизируемся за счет больших компаний. Сейчас сложно быть платным для них, им нужен цикл продаж, а он длинный. Мы строим нашу модель на основании данных фермеров, не продаем данные. Показываем предсказание по данным, а не занимаемся сливом информации.

Мы понимаем, что у нас есть поле, и в одной части мы получаем высокий урожай, в другой — низкий. И, исходя из этих данных, фермер может дифференцированно использовать удобрения, экономить средства.
Идея всегда была такой — сделать инструмент для точного земледелия. Мы постоянно изучали сферу, и в 2016-м поняли, что нас больше привлекает путь стартапа. Первые два года мы работали чисто на энтузиазме, бывали периоды, что понимали: денег не осталось. Но именно такая стрессовая ситуация сдружила нашу команду. Формально все деньги я вкладывал в себя, это около $10 000.

Мы познакомились с Александром Чеканом, он увидел в нас потенциал и предложил нас компании Haxus как потенциальный проект. Так и появились инвесторы Haxus и Bulba Ventures, которые вложили в стартап около $500 000. Наша цель — 1 млн пользователей программы OneSoils, на данном этапе у нас чуть меньше 100 000 потребителей.

Я восемь лет занималcя анализом дифференцированного внесения удобрений, сейчас хочу сконцентрировать внимание на дифференцированном высеве.

В Беларуси средний фермер из-за перерасхода семян, удобрений и средств защиты растений переплачивает около $400 000 на 10 тыс. гектаров, для стран Западной Европы и Северной Америки эта цифра гораздо выше.

Используя технологии точного земледелия, можно сократить до 20% затрат в зависимости от конкретных полей. В будущем все решения в сельском хозяйстве будут приниматься на основании данных, собранных при анализе полей.

Я считаю, что проект важен: допустим, без виртуальной реальности человек проживет, а без еды — нет. В нашей стране достаточно специфический сельскохозяйственный рынок, фермерства практически нет: есть определенные законы, которые способствуют вымиранию фермерства. В Европе, Америке фермерство — это очень прибыльный бизнес. У нас, к сожалению, в руках частных фермеров только 2% земли, остальные земли — государственные.

Советы по поводу

Дарья Сесицкая, руководитель отдела маркетинга стартапа Wannaby:​

Совет начинающим стартерам (я тоже так не умею, увы): не смейте делать все подряд, даже если вам это нравится или у вас есть желание научиться новому. Можно погрузиться в задачу на 20%, но потом наступит момент, когда в вашем Trello* всплывет просто океан горящих дедлайнов… Это только ваша проблема — вопрос планирования собственного времени и умения отстоять свою позицию перед коллегами.​

С какими проблемами часто сталкивается стартап? Почти все стартапы хотят настроить понятные и четкие процессы, как в корпорациях, создающихся годами. При этом стартапам хочется делать все быстрее, в разы дешевле, экспериментировать и не согласовывать каждый этап своего действия. Это просто мечта для тех, кто любит свободу! Но менеджерам всегда стоит помнить, что корпорации, которые мы ставим себе в пример, налаживали процессы годами. А мы — стартап, команда мечтателей, познакомившихся друг с другом максимум год назад.

А еще нужно обязательно поверить в то, что вы можете делать проекты для всего рынка — не нужно мыслить локально. Когда я приезжаю в Сан-Франциско или в Кремниевую долину, мне хватает двух-трех дней, чтобы ощутить всю мощь стартап-движения здесь. Если в Беларуси за год среди ярких стартап-имен выстреливают 3–5 проектов в лучшем случае, то в Сан-Франциско «питчить» о своем бизнесе будут бариста кофейни, знакомый выпускник магистратуры, доктор на приеме, сосед этажом ниже. Здесь присутствует такая соревновательная культура, что сложно не рискнуть в нее влиться. И конечно, в Минске сложно порой поддерживать такой драйв каждый день. Но если мыслить масштабно, находить полезные контакты в Штатах и Европе, успех обязательно придет. Я верю в это.

* программа для управления проектами небольших групп

Текст:
  • Полина Лисовская, Виктория Вайницкая
Заглавное фото:
  • Clevetura
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Вам срочно нужна квартира на сутки в Барановичи? Не переживайте, наш сайт предоставляет вашему вниманию множество отличных предложений, чтобы Вы смогли максимально быстро и выгодно, а главное, без посредников снять квартиру в Барановичах. Более детальную информацию вы можете получить на нашем сайте: sutkibaranki.by

OOO «Высококачественные инженерные сети» осваивает новейшие технологии в строительстве инженерных сетей в Санкт-Петербурге. Начиная с 2007 года, наша компания успешно реализовала множество проектов в области строительства инженерных сетей: электрическое обеспечение, водоснабжение и газоснабжение. Более подробная информация на сайте: http://spbvis.ru/