18+

Мессенджер среднего звена
23 мая 2018 Технологии

Мессенджер среднего звена

«Большой» убежден, что термин «пейджер» давно должен занять свое законное место в словаре устаревших слов и оборотов где-то между «паголенки» и «перевясло». Там же скоро окажутся «формы обратной связи» и даже «электронная почта» и «мобильный оператор» — сейчас миром заправляют мессенджеры и социальные сети.

Все действительно уходят в мессенджеры?

Если сомневаетесь, включите свой смартфон и проверьте, когда вы последний раз отправляли SMS. Я в апреле только получал — от трех не изменяющих старым привычкам знакомых: ТЦ «Корона», ТЦ «Гиппо», Kari. Каждый пытался мне по-дружески что-то всучить — со скидкой, от выгодности которой наверняка станет не по себе, если кто-то до нее дочитает…

За несколько лет рынок SMS схлопнулся до рекламных рассылок и подтверждений паролей. Что такое MMS, вообще не каждый вспомнит. Мессенджеры оказались элементарно дешевле и удобнее для переписки и обмена файлами. А главное, для них пришло время: количество интернет-пользователей во всем мире уже превысило 4 миллиарда человек, пользователей смартфонов — 3 миллиарда.

Мобильные операторы вдруг лишились самого мощного козыря — охвата, широта которого позволяла им конкурировать лишь друг с другом. Они зазевались, недооценили растущую доступность Интернета и, если не пошевелятся, проиграют мессенджерам и на рынке телефонных звонков. По международному голосовому трафику уже проигрывают: кому сегодня нужен дорогущий роуминг? Не так далека грань, за которой мобильные операторы превратятся в обычных интернет-провайдеров. «Дайте нам доступ к Интернету и отвалите», — попросят клиенты не доставать их навязчивыми дополнительными услугами. А телефонные звонки и SMS когда-нибудь обязательно начнут впаривать, как сегодня — платные сервисы вроде гороскопов и анекдотов. Ха-ха.

 

 

С мобильными операторами понятно. А как же соцсети?

На полном ходу. Facebook с большим отрывом лидирует среди соцсетей и мессенджеров по ежемесячной активной аудитории — более двух миллиардов человек. У ближайшего из мессенджеров — WhatsApp — в полтора раза меньше. И тем не менее борьбу за переписку социальные сети проигрывают. Там люди встречаются, знакомятся, флиртуют… а потом уходят общаться в WhatsApp или Viber, потому что так удобнее. Проблема настолько очевидна, что крупные соцсети начали разрабатывать собственные мессенджеры, но до лидеров им еще далеко. Радикальнее всех решил вопрос Facebook, просто выкупив WhatsApp за 19 миллиардов долларов. Причем свой мессенджер у Цукерберга тоже есть.

Самый крупный игрок на рынке ловко инвестировал в будущее. Ведь мессенджеры, чувствуя силу, активно расширяют границы влияния. Сегодня это не только звонки и сообщения. Это удобные чаты. Это боты, которым хватает ИИ-мозгов заказать столик, забронировать авиабилеты или сдать вещи в химчистку. Это каналы интересных людей, которые прошли эволюционный путь от ТВ до интернет-СМИ, от интернет-СМИ до Facebook, а из Facebook ушли в Telegram — и теперь говорят, что без комментариев гораздо лучше.

В сущности, мессенджеры уже сегодня предлагают пользователю многое из того, что есть в соцсетях, но с более удобным и менее громоздким интерфейсом. Плюс звонки. Плюс видеозвонки. Плюс возможность сформировать под себя культурную среду, в которую можно окунуться на несколько часов в день. За десять лет в развитых странах вдвое увеличилось время, которое человек проводит в Интернете. Было примерно 2,5 часа в сутки — стало около 5 часов. Причем рост обеспечили именно смартфоны и планшеты. И за это время пользователя идет борьба между сотнями тысяч приложений. Мессенджеры побеждают.

Причем соцсети также предлагают сформировать индивидуальную ленту и организовать пространство на экране так, как вам угодно. Но у «Одноклассников» или «ВКонтакте» объективно меньше возможностей. На них будто метка отставших от жизни. И человек, который сегодня хочет делать что-то стоящее (в том числе и для аудитории старше 25) скорее выберет Telegram или Viber. Ну, если мы говорим о русскоязычном пространстве. Facebook тоже в чести у интеллигенции, но сеть Цукерберга подбешивает сложным алгоритмом «умной ленты», которая часто прячет то, на что пользователь подписался и не хотел бы пропустить. Ну и реклама, реклама, реклама… В мессенджерах все проще и понятнее. Подписался в Telegram на Сергея Шнурова — и мимо точно ничего не пройдет.

 

Мессенджеров много. Какой лучший?

Самый массовый — WhatsApp. Самый олдскульный — Skype. Самый модный в русскоязычном пространстве — Telegram. Самый беларуский — Viber. Чтобы понять, почему все они толкаются лишь за второе место в очереди, нужно установить WeChat и съездить в Китай. Там заблокированы и Facebook, и YouTube, и Twitter, и мессенджеры-конкуренты, но китайцы по этому поводу совершенно не комплексуют. Потому что WeChat реально функциональнее всего перечисленного, он проник практически во все сферы жизни, и им пользуется каждый — от пекинского школьника до шанхайской пенсионерки. Всего около миллиарда человек при том, что, кроме Китая, мессенджер нигде особо не распространен.

Позвонить и отправить сообщение — самое примитивное из того, что умеет WeChat. В нем можно смотреть видео и слушать музыку, как в YouTube. Подписываться на интересные каналы, как в Telegram. Играть в игры, как в Viber. Искать новых знакомых, как в Tinder. Оплачивать покупки, как… нигде. Благодаря WeChat сегодня в Китае процветает безналичный расчет. Причем даже при мелких сделках — платишь ты за поездку в такси или покупаешь яблоко на рынке. Смартфон продавца считывает QR-код со смартфона покупателя… и все. Нужная сумма списана. Через кошелек мессенджера можно оплатить даже коммунальные услуги. Если кто-то рассчитывается в крупных городах кешем, можно быть уверенным — турист. Если китаец смотрит в смартфон, можно быть уверенным — он чем-то занят в WeChat.

Реализовать такой функционал мечтает любой европейский или североамериканский мессенджер. Но тем и неудобны демократические системы — нужно слишком со многими договориться, интересы многих учесть. Те же QR-коды не прижились в США, потому что самый популярный смартфон и самая популярная соцсеть отказались от их внедрения. В Китае достаточно получить отмашку от государства и не иметь никаких препятствий на пути, кроме собственных технических возможностей. А в Поднебесной сегодня уровень технологий и квалификация специалистов высоки как никогда.

 

Что насчет безопасности и конфиденциальности?

Если вам есть что скрывать, то WeChat — точно не вариант. В Китае нельзя быть успешным без сотрудничества с правящим режимом. Поэтому телекоммуникационный гигант Tencent, которому принадлежит мессенджер, при первом же требовании выложит представителям власти все имеющиеся о вас данные. Компания этого особо и не скрывает. Все остальные крупные игроки на рынке стараются переплюнуть друг друга в уровне безопасности или хотя бы убедить публику, что они заботятся о ваших секретах лучше, чем другие.

Самая мощная реклама в этом плане у Telegram. Если коротко — основатель мессенджера Павел Дуров отказался передать ФСБ ключи шифрования от переписки пользователей — и российский суд постановил Telegram заблокировать. Пока помогло не особо — от «постановить» до «заблокировать» очень непростой путь, который вряд ли себе в полной мере представлял принимавший решение Таганский суд Москвы. В первые дни из-за массовой блокировки IP-адресов гораздо больше пострадали Amazon и Google. Ха-ха.

А Telegram получил мощнейший маркетинговый толчок. Ну как еще убедить пользователя в своей надежности, если бессильна даже ФСБ? Количество скачиваний опального приложения резко выросло. Ведь установка мессенджера на смартфон — это уже не только безопасность, но и форма протеста. А власть в России не любят многие. Причем, как это обычно и бывает, в первую очередь — интеллигенция. Так что Дуров получил возможность говорить, что Telegram объединил думающую и передовую часть страны. Хотя, как это обычно и бывает, популярным и хорошим продуктом на самом деле пользуется самая разная аудитория. И Viber с WhatsApp в этом плане мало чем уступают мессенджеру Дурова.

Что касается безопасности, то секретные чаты действительно выделяют Telegram. В отличие от обычных, они не оставляют резервных копий, и их легко можно безвозвратно удалить со всех устройств. В том числе — принимающей стороны. В остальном же Telegram несущественно лучше WhatsApp или Viber. Зато, согласно исследованию Solar Security, значительно проигрывает не самому популярному, но полностью зашифрованному мессенджеру Signal. Ему все проигрывают с отрывом. И именно его рекомендует Эдвард Сноуден, который знаменит сами знаете чем.

Так что еще раз: с точки зрения рядового пользователя, системы защиты всех популярных мессенджеров, кроме китайских, примерно схожи. Ну а давлению извне подвержены даже хорошие ребята. Даже из Telegram. Было дело, мессенджер удалил 78 чатов об «Исламском государстве» по требованию Apple. А было и такое, что начал блокировать музыкальных ботов по требованию, не поверите, Apple. Ха-ха.

 

Похоже, мессенджеры — очень прибыльный бизнес?

Скорее перспективный. Монетизация и популярность не всегда идут рука об руку. Иногда приходится серьезно подумать, как из второго извлечь первое. Созданный в 2006-м Twitter впервые получил прибыль только в конце 2017 года! Мегапопулярная соцсеть, которая насчитывает 1,3 миллиарда пользователей. Площадка, где самовыражается президент США… Она шла к положительному балансу 11 лет! Причем не факт, что следующий квартал Twitter вновь завершит в плюс.

Когда Цукерберга спросили, как он собирается монетизировать свежекупленный WhatsApp, ответ был скромен: основная задача для нас сегодня — расширение аудитории, зарабатывать будем позже. Его можно понять. Люди просто переписываются и просто звонят друг другу через приложение по Интернету. Интернет тебе не принадлежит. Как из этого извлечь деньги? Сделать мессенджер платным? WhatsApp когда-то стоил символические 0,99 доллара в год, но в итоге отказался от этой затеи. Заполонить все рекламой? За это очень критикуют Viber — так можно потерять аудиторию… Кроме рекламы беларуский мессенджер предлагает за деньги стикеры и услугу ViberOut — возможность позвонить человеку, который находится офлайн и даже не имеет такого же приложения.

В общем, владельцам мессенджеров еще предстоит придумать, как на них зарабатывать. Telegram обещает, что рекламы в нем не появится, и рассчитывает на пожертвования пользователей. WhatsApp пробует свести компании с пользователями — с перспективой требовать у фирм оплату за доступ к аудитории. Почти все задумываются о платных играх. И, похоже, всем предстоит пройти извилистой дорогой Twitter.

 

Когда мессенджеры одержат окончательную победу?

Мессенджеры должны умереть. Проще, конечно, написать, что, согласно исследованиям какой-нибудь авторитетной группы ученых, к 2020 году мессенджеры задвинут соцсети на второй план, по крайней мере по количеству аудитории. Найдут способы эффективной монетизации и продолжат расширять свой функционал, еще глубже внедряясь в нашу жизнь и просверливая ее насквозь. Написать и, наверное, быть правым.

Но все это вы и так знаете. Поэтому — просто мысль, которой можно в дальнейшем распоряжаться по своему усмотрению: мессенджеры должны умереть в том виде, в котором существуют сейчас.

Любой частный мессенджер, даже находящийся в руках приятного во всех отношениях Павла Дурова, уязвим или как минимум подвержен давлению иных структур. Его можно запретить решением суда и заблокировать в ряде стран. Как ни крути, это всегда коммерческий продукт, зависимый от настроения владельца. А настроение иногда меняется даже у самых принципиальных из нас. При этом общаться всегда можно в рамках лишь одного мессенджера. Как если бы с почты @tut.by можно было бы отправить письмо лишь на @tut.by и ни в коем случае на @gmail.com. Или как с Samsung позвонить только на Samsung.

Может быть, будущее — это децентрализованный мессенджер, разработкой и развитием которого будет заниматься организация вроде Инженерного совета Интернета? Это открытое международное сообщество проектировщиков, ученых, сетевых операторов и провайдеров, занимающееся развитием протоколов и архитектуры Интернета.

Вот появится совет, развивающий единый стандарт мгновенных сообщений и звонков. Если вам это кажется фантастикой, то подобные решения уже существуют. Просто пока эти инструменты сыроваты и уступают в качестве лидерам сегодняшнего рынка. Только пока?.. Ведь неохота, чтобы настолько фундаментальная для человека штука, как возможность общения, оказалась монополизирована одним человеком или одной компанией. Неправильно это как-то.

 

Самые популярные соцсети и мессенджеры

Facebook — 2,2 млрд пользователей

YouTube — 1,5 млрд пользователей

WhatsApp — 1,3 млрд пользователей

Facebook Messenger — 1,3 млрд пользователей

WeChat — 1 млрд пользователей

Иллюстрация:
  • Андрей Игнатик

Вам срочно нужна квартира на сутки в Барановичи? Не переживайте, наш сайт предоставляет вашему вниманию множество отличных предложений, чтобы Вы смогли максимально быстро и выгодно, а главное, без посредников снять квартиру в Барановичах. Более детальную информацию вы можете получить на нашем сайте: sutkibaranki.by

OOO «Высококачественные инженерные сети» осваивает новейшие технологии в строительстве инженерных сетей в Санкт-Петербурге. Начиная с 2007 года, наша компания успешно реализовала множество проектов в области строительства инженерных сетей: электрическое обеспечение, водоснабжение и газоснабжение. Более подробная информация на сайте: http://spbvis.ru/