18+

Бернардо Бертолуччи: «Необходимо воевать с теми, кого любишь больше всего, если хочешь шагнуть вперед и дать что-то другим»
26 ноября 2018 Культура, Мир

Бернардо Бертолуччи: «Необходимо воевать с теми, кого любишь больше всего, если хочешь шагнуть вперед и дать что-то другим»

  • 25
  •  
  • 3
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

На 78-м году жизни умер Бернардо Бертолуччи. Режиссер множества знаковых фильмов умел столкнуть в материи кадров прошлое с настоящим, личное с общественным, а табуированные темы — с поэзией повседневности. «Большой» предлагает почтить память неординарной личности киноискусства: помолчать, вспомнить цитаты из его интервью и провести вечер за просмотром его картин.

Бернардо Бертолуччи

о прямом и инверсивном Фрейде

Я столько раз безуспешно «убивал» своего отца, что теперь решил показать эту тему с новой точки зрения. Мое первоначальное изучение фрейдизма связано с двумя фильмами: «Стратегией паука» и «Конформистом». Именно тогда я позволил себе поддаться этому побуждению «убит0ь отца». Сегодня очень странно вспоминать «Стратегию паука», где молодой человек отправляется в таинственную, фантасмагорическую, выдуманную страну, которая называется Тара, чтобы найти убийцу своего отца. Он находит предполагаемых убийц, но ему ни разу не приходит в голову, что он сам его убивает. Но в «Стратегии…» была необходимость в примирении, и я в конце концов понял, что это комплекс Эдипа наоборот. После многочисленных попыток убийства отца во всех своих фильмах я признался: внимание, при таком повторении это уже он меня убивает.

о современности вне политики, о политике вне утопии

1968-й — это что-то уникальное. В моей жизни не было времени, которое могло бы сравниться с ним. Фильмы Годара, тексты Ролана Барта… се вместе образовало тогда утопию, которая сейчас вряд ли возможна. Вернее, создало место для мечты об утопии. Когда мы снимали «Мечтателей», только ісполнітель одной із трех главных ролей Луи Гаррель знал, что такое май 68-го. Оно и понятно: его отец, Филипп Гаррель, был активным участником тех событий. А Ева и Майкл ничего не знали, но открыли для себя то время. Дух 68-го практически утрачен сегодня.

В 68-м все было политикой. Заниматься сексом — это был политический жест. Есть спагетти — это тоже был политический жест. А сегодня секс — всего лишь секс, а спагетти — просто спагетти. И спросите сегодняшних молодых о политике. Они на это отвечают что-то такое, чего я вообще не могу понять.

о сожалениях

Я стараюсь импровизировать и выбивать у актеров почву из-под ног, чтобы добиться от них непредсказуемости. Так было с Марией Шнайдер в той сцене с маслом. Марлон Брандо знал обо всем заранее, а Мария нет. Мы специально ей ничего не сказали, потому что хотели, чтобы она отреагировала как женщина, а не как актриса. И она была ужасно оскорблена, даже унижена. Потом я сожалел о случившемся. Больше мы никогда не встречались, и мне было ужасно горько, когда она умерла — еще и потому, что я так и не попросил у нее прощения.

о войне с любимыми

Режиссеры, которых я больше всего люблю, — это Пазолини и Годар. Я обожаю их обоих, это два великих ума и два великих поэта, и именно поэтому я хочу снимать фильмы против Пазолинии, против Годара, ибо убежден, что необходимо воевать с теми, кого любишь больше всего, если хочешь шагнуть вперед и дать что-то другим.

о гражданских правах режиссера

«Танго» было подвергнуто гонениям. У нас было три судебных слушания. Я, Марлон Брандо и продюсер были приговорены к двум месяцам тюрьмы условно. Можете поверить? Это Италия, 1972 год. Я чувствовал себя немного мучеником, что даже хорошо — в этом чувстве есть что-то приятное. А потом фильм исчез на долгие годы. И вот однажды, годы спустя, я не получил повестку на выборы. Я пошел к ним и сказал, что они забыли мне ее прислать. А они открыли свою огромную черную книгу, нашли мое имя и сказали: «Бернардо Бертолуччи, вы не можете голосовать, вы лишились этого гражданского права». Пять лет я и правда не мог голосовать.

о лечении для плагиаторов

Вероятно, у меня сильная склонность к подражанию, поэтому я в конце концов и спрятался за кинокамерой, способной, как никакая иная вещь на свете, создавать подобие жизни, зеркало, которому нельзя солгать.

о личной миссии в кино

Кино находится в рабской зависимости от реальности… Те, кто стоит за камерой, добьются успеха только в том случае, если упрячут свое «это», сделают его невидимым. Посмотрев «Украденную красоту», мой брат сказал: «Впервые ты не торчишь перед камерой со своими трюками»… В фильме «Перед революцией» я пытался примирить молодых и старых, отцов и детей. В «Украденной красоте» тоже есть эта тема, потому что таков отчасти лейтмотив всех моих фильмов: терять отца, находить его или убивать.

Бернардо Бертолуччи на съемках фильма "Мечтатели"

Бернардо Бертолуччи на съемках фильма «Мечтатели»

о «майских» детях 68-го

Родители, которым в годы революции было по 20, ничего не рассказывали о ней детям. Я думаю, им было стыдно за то, что они проиграли. Но это ошибка! Современная молодежь — такая раскованная и свободная, потому что их родители вышли на баррикады в 1968-м. Этот год изменил все — политику, секс, кино, музыку. Именно в то время расцвел феминизм. Освобождение женщины стало, быть может, главной революцией ХХ века. Но родители в западных странах ничего не говорят об этом своим детям: возможно, просто из-за боязни, что чада будут обращаться с ними так же, как они сами — со своими предками.

о декоративной и подлинной красоте родины

Я опять учусь ходить по Италии и вполне отдаю себе отчет в том, что у меня есть проблемы в передвижении… Возможно, это происходит от самовнушения, оттого, что иду я по земле, которую в 80-е считал враждебной. Теперь я здесь для повторного изучения. <…> Я хочу только сказать, что после десяти лет очень дальних странствий считаю более итальянской картиной «Последнего императора», снятого в Китае, чем «Украденную красоту»…

про «объективный» глаз

Снимать — значит жить, а жить — значит снимать. Это очень просто: нужно в течение одной секунды посмотреть на предмет, на лицо и суметь увидеть его двадцать четыре раза. В этом весь секрет.

Материалы взяты из интервью Бернардо Бертолуччи изданиям: «Искусство кино», «Русский репортер», «Комсомольская правда», а также из книги режиссера «Мое прекрасное наваждение. Воспоминания, письма, беседы 1962—2010».

10 фильмов Бертолуччи:

  1. «Костлявая смерть» (1962)
  2. «Конформист» (1970)
  3. «Последнее танго в Париже» (1972)
  4. «Трагедия смешного человека» (1981)
  5. «Последний император» (1987)
  6. «Под покровом небес» (1990)
  7. «Ускользающая красота» (1995)
  8. «Осажденные» (1998)
  9. «Мечтатели» (2003)
  10. «Ты и я» (2012)
  • 25
  •  
  • 3
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Вам срочно нужна квартира на сутки в Барановичи? Не переживайте, наш сайт предоставляет вашему вниманию множество отличных предложений, чтобы Вы смогли максимально быстро и выгодно, а главное, без посредников снять квартиру в Барановичах. Более детальную информацию вы можете получить на нашем сайте: sutkibaranki.by

OOO «Высококачественные инженерные сети» осваивает новейшие технологии в строительстве инженерных сетей в Санкт-Петербурге. Начиная с 2007 года, наша компания успешно реализовала множество проектов в области строительства инженерных сетей: электрическое обеспечение, водоснабжение и газоснабжение. Более подробная информация на сайте: http://spbvis.ru/