
Что такое 11 000 км? Это расстояние, которое нужно преодолеть до Минска участникам совместного проекта журнала «Большой» и auto.tut.by. После месяца скитаний ребята наконец-то начали движение в сторону весны.
Часть первая: техника и сборы
Часть вторая: Минск — адский холод — Красноярск
Часть третья: Веселый Молочник, лучшие люди и лучшая рюмочная Красноярска
Часть четвертая: Байкал, я люблю тебя
Часть пятая: «Дорога в ад», на деле – в рай. Тында – Якутск
Часть шестая: шаманы, тюнинг автомобиля и Якутск
Часть седьмая: Якутск — Оймякон
Часть восьмая: Оймякон
Часть девятая: Трасса «Колыма»
Часть десятая: Магадан — Байкал
Часть одиннадцатая: Байкал
Часть двенадцатая: Байкал — Минск
Часть тринадцатая: Стокгольмский синдром, или Вся правда о Geely Emgrand X7
Слегка поиздержавшись в пути, экспедиция прибыла в Магадан. Здесь мы максимально осознали, что такое «ирония судьбы». Это когда пять дней не мылся, приезжаешь в гостиницу, заселяешься — и только потом слышишь: «У нас горячую воду отключили, несколько дней воды не будет». Хотя разве это проблема: электрочайник, ковшик, тазик — и снова свеж, как молодой редис.
Магадан — странный город. Странный тем, что интернет в ХХI веке здесь на вес золота: золота в округе много, а оптоволокна на материк нет. Вся связь через спутник, поэтому отправка фотографий — это долгий и упорный труд, а закачать видео можно только по блату: выделенные линии есть у ФСБ, Сбербанка и еще каких-то разведчиков, которым очень надо.
Один из самых крайних и забытых городов империи. Это чувствуется хотя бы потому, что каждый житель мечтает уехать в центр, где жизнь проще, дешевле и теплее.
— Ни один житель не строит в этом городе долгосрочных планов. 5, 10, максимум 20–25 лет — и отсюда нужно уезжать. Так думает каждый магаданец, поверь, — рассказывает мне местный гид, но!
Глядя на кислые лица, разговаривая с людьми, я не понимаю их пессимизма. Если прилетел сюда из московской «Крыши мира», тогда да, вокруг все серо и безысходно. Но если зашел в Магадан с трассы «Колыма», зашел с -50 ночью и -42–44 днем, зашел со стороны брошенных поселков и многих сотен километров пустоты — ох, как в Магадане хорошо. Здесь тепло, всего -7 в день нашего визита. Здесь люди, здесь магазины, рестораны, АЗС. Здесь с нашей карточкой «Альфа-Банка» ты король всего живого, ты можешь все. А там, на трассе «Колыма», одиночество, пустота и холод.
Магадан — прекрасная колония живых людей на многие сотни и тысячи километров вокруг.
Поэтому расслабляемся, ходим в -7 в наших спецодеждах Picture, смотрим достопримечательности. Вот мамонт: когда-то здесь в окрестностях они бродили. Плюс шерстистые носороги, этих животных до сих пор находят в мерзлоте.
«Маска скорби» — монумент, посвященный всем жертвам колымских лагерей. Внутри — одиночная камера, точная копия той, из 30-х. Ночью «Маска скорби» выглядит трагичнее.
«Поздней осенью 1932 года на Колыму было доставлено 12 тысяч заключенных. Итог: никто из «зэков», охранников и овчарок не пережил Колымской зимы. Из заключенных второй очереди, доставленных на Колыму осенью 1933-го, зиму пережил каждый 50-й. «Счастливее» оказалась 3-я очередь 1934 года: большинство выжило. Именно в этот год на Колыме начинается масштабное строительство Колымской трассы и других дорог, речных портов, аэродромов, поселков и «столицы» лагерного края — Магадана».
Магадан. Прижался к Охотскому морю, это и дает ему возможность жить. По морю в круглогодичный порт доставляют грузы, море не дает городу замерзнуть зимой. Там, на трассе, -50. В Магадане -7. Но Охотское море, в котором «на глубинах около 50–150 метров находится промежуточный холодный слой воды, температура которого не изменяется в течение года и составляет около -1,7 °C», летом замораживает Магадан.
— Лето? Да какое у нас лето, — говорят магаданцы. — +12–13 месяца полтора — и все, снова холода.
Поэтому горожане ноют и хотят уехать все как один.
А нам — экзотика, красиво. Можно посмотреть на ледокол, можно посмотреть на корабли.
Опять же, Охотское море — красота. Но магаданцы неизменны.
— Красиво, красиво… Понимаешь, отсюда уехать невозможно. Билет Магадан — Москва сейчас стоит 16–17 тысяч рублей, туда-обратно получается около 30 тысяч. Это хорошая средняя городская зарплата. Морем никуда не уплывешь, пассажирских перевозок нет. По земле тоже особо не поедешь — мы не такие больные, как вы, чтобы по трассе «Колыма» кататься. Поэтому варимся тут в этой красоте…
Дорогие авиабилеты — бич России. Как только в стране появятся лоукосты, как только закипит внутренний туризм, как только 100–200 долларов туда-обратно в любой уголок станут явью, как только появятся хостелы за 10–15 долларов — Россия станет совсем другой страной.
В 1968 году в Магадан в гости к другу Игорю Кохановскому приезжал Владимир Высоцкий. После этой поездки появилась песня «Мой друг уехал в Магадан».
Мы же по заявкам зрителей включаем «бытовую» часть. Главная достопримечательность Магадана, на мой взгляд, в ценах. В Якутске я кряхтел, сетовал на цены. Как только свернул с трассы «Амур», они сразу же выросли. Бензин на материке заливал по 32–35 рублей за литр, в Магадане — по 50–53!
Хлеб в Магадане стоит 38,50. В Красноярске, где пишутся эти строки, похожий стоит около 22 рублей. 38,50 — это около 9100 белорусских рублей. 22 рубля — это плюс-минус 5000 рублей.
48,50 стоит кефир, это 11 507 белорусскими рублями. В Красноярске кефир стоит 30–40 рублей, 40 — это 8500 белорусских рублей.
Масло попроще стоит 182,50 рубля за 1 кг (43 299 белорусских рублей) и 223 рубля за 0,5 кг подороже — это 52 908 нашими.
Виноград — 507 рублей — 120 290 белорусских рублей. Самая волнующая белорусов позиция, вырезка свиная, стоит 420 рублей за 1 кг — 99 649 белорусских рублей.
Это дорого, на материке сильно дешевле.
Но не цены главное в Магадане: во всем городе словно повисло ощущение одиночества и заброшенности. Город хорошо жил в советские времена, когда развивались золотые прииски.
— Во время СССР, как сейчас принято говорить, была «движуха». А сейчас люди уезжают из Магадана, город стагнирует. Сколько сейчас живет? Около 100 000 человек? Так их с каждым месяцем становится меньше. Заброшенные поселки и города видел по трассе? Все сюда перебрались. А отсюда мечтают выехать на материк. Много надежд у нас было связано с Наталкинским месторождением: хорошо стартануло, в город пошли деньги. Но сейчас заглохло все: по слухам, Наталкинское специально «обваливает» одна группировка, чтобы купить подешевле. Скорее бы купили и начали разработку, хоть жизнь в Магадане пойдет вверх.
Пока еще в бухту заходят корабли. Магадан сидит без хорошего интернета, но как-то живет, если это можно назвать жизнью. А дальше как? Господа мультимиллиардеры, инвестируйте в Магадан: город без денег пропадет.
Спасением могли бы стать туристы, и мы снова возвращаемся к теме недорогих авиабилетов. Виды — супер. Сопки — класс. Взял снегоход, поехал, крабы, морская капуста и т.д. Но с такими ценами на билеты Магадану туристов не видать.
Магадан. Столица одиночества России.
Прощаемся с городом, выходим на трассу «Колыма». Впереди 11 000 км до Минска.
Но пока первые 2000 км до Якутска, и, перечитав предыдущую часть, я понял, что нагнал страху о трассе «Колыма». Если все грамотно рассчитать, не торопиться и ехать осторожно — все будет очень класс. По дороге в Магадан мы заправлялись из канистр. По дороге обратно, изучив расположение редких АЗС, обошлись без дозаправки «с рук». Ночевки тоже можно рассчитать: мы журналисты, идем без графика и медленно, фотографируем, отвлекаемся — поэтому и спим в машине. А если очень постараться, то можно запланировать и ночевки по трассе «Колыма». Обратитесь в Министерство туризма Якутии, там помогут.
Есть, конечно, сложности у «Колымы»: например, езда за грузовиком. Когда и как его обгонять, не совсем понятно. Но терпение, аккуратность, хладнокровность — и все будет хорошо.
Когда дым от грузовика рассеивается — ты видишь красоту.
Эту дорогу нужно включать в список культурных ценностей ЮНЕСКО и запретить ее модернизацию и ремонт.
Интересных и сложных трасс на свете много. Но чтобы 1500–2000 км неописуемой красоты — такого я нигде не видел. Ощущений добавляет мороз: едешь, словно Кай к Герде, складывая слово «вечность» из осколков льда. Простая деталь: без перчаток в -50 ехать невозможно — мы так и не поставили второе лобовое стекло, поэтому из ветрового дышит холодом, пальцы сильно мерзнут на руле. Начинаешь понимать одиночество космонавта в абсолютном холоде: мы — точка, лишь маленькая точка тепла на огромном одеяле холода. Здесь, на нынешней трассе «Колыма», геолог однажды замерз в июне, комментарии излишни.
И хочу принести публичные извинения родной «Белшине». В предыдущем материале я сильно хвалил Nokian Hakkapeliitta 8 и имел неосторожность вспомнить всуе наш продукт. Так вот: финские шины forever, здесь все без изменений. Но вспоминать «Белшину» в этой ситуации непрофессионально и некрасиво, я на эмоциях дал маху, извините меня за это.
С удовольствием протестирую «Белшину» на трассе «Колыма», если представится возможность, чтобы дать сравнительный анализ поведения шин.
По пути заезжаем в кафе «Куба» — точка общепита известна на весь мир. «Кубинцам» мы распечатали фотографий в Магадане, купили прессы, привезли шоколада, свежих эмоций и новостей.
В «Кубе» одолела грусть, от которой не могу отделаться в каждом кафе этой поездки. В углу сейчас вместо иконы ставят телевизор, совершая к нему хадж едва ли не каждый час. Телевизор — как священник в Средние века: он и новости, и образование, и мнение сейчас. Особенно это заметно в «Кубе». Постоянно там живут человек 10, персонал «Кубы» и заправщики. Вокруг горы, снег, мороз. Связь с миром — спутниковый телефон (50 рублей минута), телевизор.
— Зачем ты здесь работаешь?
— Чтобы денег заработать. Тысячу рублей стоит мой рабочий день, соблазнов нет, деньги я не трачу. Два месяца поработаю — отвезу деньги домой, семье…
Сидеть в изолированной от мира «Кубе» сложно из-за комментариев в ТВ. Кругом враги. Кругом враги, враги и бывшие друзья, с которыми вместе строили советский Север. Кругом враги, и славянская цивилизация отличается от всех остальных, она как Нео в «Матрице», избрана за что-то кем-то.
Кем избрана?
Чем отличается?
Модель российской цивилизации точнее всего сформулировал Ницше: «Бог умер», да здравствует сверхчеловек! Ницшеанский сверхчеловек и является основой всей западной цивилизации: именно западный сверхчеловек завоевал весь мир в Средние века, именно он придумывал механизмы весь ХХ век. Именно он, ницшеанский сверхчеловек, двигал реки вспять в Советском Союзе. Поэтому идеологических отличий американцев от русских нет: все они одной крови, все они одного философского розлива. Пока европейцы покоряли Индию и другие Африки, русские покоряли Сибирь, и Ермак — апологет всех мыслей Ницше.
Но сейчас почему-то все кругом враги.
Кто враг? Мысли философа Александра Дугина просматриваются сейчас в каждом слове, произнесенном с телеэкрана. И я с этими словами не согласен. Мне из-за них путешествовать страшно: ребята, давайте все дружно с телеэкранов помолимся за мир.
Своим западным сознанием я думаю так: враг тот, кто калашников ценит больше Apple. В любом цивилизованном обществе люди отбиваются только от новой прошивки на айфон, но никак не от людей. И ценности у всех примерно те же: может, я бы и хотел, чтобы будущая жена выходила на улицу только в черном мешке с дырками для глаз. Но! У нее есть душа, есть интеллект и, так уж и быть, есть право на собственное мнение — а теперь расскажите об этом ребятам на пикапах с пулеметами и калашниковыми в руках. Поэтому враги где-то дальше, чем показывает их телевизор. И гораздо ближе, чем кажется: драконы, как известно, в нашей голове. Нет врагов, кроме придуманных нами, поэтому мне телевизор в этом путешествии портит аппетит. Правда, скорее бы хоть один диктор поправил галстук и сказал: «Друзья, чем раньше наступит спокойствие и мир, тем будет лучше. Давайте помолимся за мир».
Мир! И путешествия по миру!
Да, кстати, в «Кубе» нас принимали отлично. Хорошие ребята, хорошие парни.
Мир!
Современный мир — вот он, весь на АЗС у «Кубы». Среди наклеек кого только нет. И Черногория, и Казахстан, Италия и Польша, Чехия и Татарстан, США, Россия — все друзья. И миру — мир. Не слушайте телевизор и обнимайте всех: и русского, и украинца, и, так уж и быть, кровожадного американца. По некоторым данным он тоже человек.
Мир!
Мы же оставляем белорусский след на «кубинской земле». Наклеек не было, прихватили скотчем Михалка. Он железный, выдержит здешний мороз.
Будете у нас на Колыме, будете на «Кубе» — проверьте оставленный нами след.
Заправились. И кто придумал советские металлические рукоятки заправочных шлангов? И так рука заледенела наклейки клеить, холод пробирает до костей.
Едем, доктор снова едет сквозь снежную пустыню, гигабайт целебный людям он везет. А я ушаночку поглубже натяну и в свое прошлое с тоскою загляну. Из колымского белого ада
Шли мы в зону в морозном дыму,
Я заметил окурочек с красной помадой
И рванулся из строя к нему.
Лагерная лирика на Колыме воспринимается по-другому. Без отторжения.
Наверняка кто-то из власть имущих в Якутии прочитает этот материал: я серьезно, делайте трассу «Колыма» национальным достоянием Якутии и запускайте по ней туристов из США, Австралии и других изнеженных цивилизацией стран. Будут в восторге.
С такими мыслями прибываем в славный город Якутск. О-о-о, дорогие читатели, вы не знаете ценность городов…
В городах есть автосервисы, где не нужно, трясясь от холода на эстакаде, вглядываться, а что это мы там могли отломать. Напомню, мы прошли 4000 км по очень суровым дорогам, где обитают только УАЗы и полноприводные грузовики, поэтому нужно внимательно изучить состояние Geely.
Итог осмотра: порван пыльник шаровой опоры, в остальном все ок. Пыльник явно порвался от ям и от мороза: когда «давит» под -50, на обычной легковой машине лучше все же не кататься. Плюс перегорели лампочки ближнего света фар, замена.
Прощаемся с Якутском, прощаемся с Якутией. В машине вовсю играет «Sweet Home Alabama», принимай, дорога, жди нас, дом.
На трассе «Лена» все как обычно, в коллизиях грузовики. Но, обратите внимание. Мы все ближе к цивилизации: грузовик дорожный, а не полноприводный монстр. Это верный признак, что вы приближаетесь к людям и городам.
На трассе «Амур» у экипажа наворачиваются слезы: асфальт и теплый туалет — главное, чего добилось человечество за последние столетия. Цените научно-технический прогресс. Он дал человекам скорость, по крайней мере двум, которые торопятся домой.
«Сидя на белой полосе» — это не Майк Науменко, это трасса «Амур». Одна из самых пустынных дорог мира: здесь можно поперек лечь и поспать, движение очень ненапряженное, машин мало.
Едем в отличном ритме, но настороже: с момента проезда Путина на «Калине» трасса сильно просела, ям почти нет, но есть волны. Проспал особо сильную волну — и в машине все подскакивает к потолку, потом утрамбовывается вместе с людьми в одну общую консерву.
На всех парах залетаем в горно-степную Бурятию. Здесь живут буряты. Буряты — это шаманизм и буддизм. Бурятия — это российская Исландия (Камчатка не в счет, далековато), поэтому Байкал и Бурятию, туристы, возьмите на заметку.
В Бурятии — нетленный лама Итигэлов, Даши-Доржо. Почитайте о нем — может, сподвигнетесь поехать, от Минска недалеко, около 6000 км.
Горы, степи и буддизм, очень фактурный, очень энергетикой и красотой интересный регион. Если Индия, о которой мы писали, сейчас дороговата — добро пожаловать в Бурятию.
А у нас Байкал, великий и красивый. Здесь немного задержались и покатались по великому морю.
Но об этом — в следующей части сиквела «Как я стал рабом лампы-репортажа и потерял надежду увидеть дом».
Часть первая: техника и сборы
Часть вторая: Минск — адский холод — Красноярск
Часть третья: Веселый Молочник, лучшие люди и лучшая рюмочная Красноярска
Часть четвертая: Байкал, я люблю тебя
Часть пятая: «Дорога в ад», на деле – в рай. Тында – Якутск
Часть шестая: шаманы, тюнинг автомобиля и Якутск
Часть седьмая: Якутск — Оймякон
Часть восьмая: Оймякон
Часть девятая: Трасса «Колыма»
Часть десятая:. Магадан — Байкал
Часть одиннадцатая: Байкал
Часть двенадцатая: Байкал — Минск
Часть тринадцатая: Стокгольмский синдром, или Вся правда о Geely Emgrand X7
![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() |
![]() | ![]() | ![]() |
OOO «Высококачественные инженерные сети» осваивает новейшие технологии в строительстве инженерных сетей в Санкт-Петербурге. Начиная с 2007 года, наша компания успешно реализовала множество проектов в области строительства инженерных сетей: электрическое обеспечение, водоснабжение и газоснабжение. Более подробная информация на сайте: http://spbvis.ru/
Комментарии