18+

Ника Бусел: «Есть только два вида вина: то, которое вам нравится, и то, которое не нравится»
8 августа 2019 Интервью, Мир

Ника Бусел: «Есть только два вида вина: то, которое вам нравится, и то, которое не нравится»

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Когда мы в редакции составляем список необходимого перед корпоративом, в нем обязательно присутствует строка «белое сухое». После разговора с живущей в Португалии Никой Бусел мы поняли, что к выбору вина надо подходить более основательно.

«Для всех смертных вино — вещь отличная»
— Джованни Боккаччо

Есть такая шутка: винный бизнес — это очень просто, тяжело только первые 200 лет. По подтвержденным данным, первые вина появились 8000 лет назад на территории сегодняшнего Закавказья, однако всплеск культуры виноделия чаще связывают с Римской империей. Римляне завоевывали новые территории и издавали указы по выращиванию виноградников, тем самым распространяя культуру виноделия в своих колониях. В то время вино было продуктом ежедневного употребления, однако предназначалось для избранных привилегированных слоев общества, а также римских легионеров, так как пить воду было небезопасно: она содержала большое количество бактерий. Вино в те времена было не таким крепким, как сейчас: процент содержания алкоголя был примерно 6–9%.

В Беларуси я занималась продвижением премиальных брендов крепких спиртных напитков и развитием барной культуры города, а к вину относилась как к чему-то элитному, специфическому. Несмотря на нахождение внутри локального алкогольного бизнеса, помню, насколько неуверенно я себя чувствовала среди винных полок в магазинах, в ресторанах — как заказать, что заказать? Не покидало ощущение, что это для какого-то избранного меньшинства. С точки зрения бизнеса и маркетинга — все классно, но не хватало специфических знаний. Особенно когда приезжали партнеры из Америки, Испании, Франции: мы не могли контактировать с ними на одном уровне, они как-то совершенно по-другому говорили о продукте — будто это живое существо.

«Моя мама всегда говорила: если пьешь вино из собственного винограда, оно никогда тебе не навредит»
— Адриана Трижиани, писательница

Я поняла, что нужно ехать учиться за границу, начала искать какие-то зарубежные программы, и мне удалось по одной из таких программ поехать на год в Риоху (Испания). Это винный регион с мировым именем и репутацией, первым в Испании получивший престижный в винном мире DOC-статус (контролируемое происхождение. — Примечание «Большого»). На данный момент лишь два региона виноделия Испании могут этим похвастаться — Риоха и Приорат. Там поняла, почему некоторые регионы уникальны и почему стиль, рожденный там, сложно скопировать. В виноделии есть понятие «терруар»: сочетание климатических факторов, почвенных, ландшафтных, накопленных знаний о виноделии, земледелии, различные ноу-хау — все это связано с конкретной территорией. Отсюда знаки отличия вина по происхождению и стандарты, которые должны быть для этого соблюдены.

В 17–20 веках несколько действительно крутых винодельческих регионов монополизировали рынок: у них были ресурсы, недоступные большинству. Но тема элитарности вина сейчас сильно меняется, и в глобальном контексте акцент смещается на упрощение напитка. Это связано с приходом на рынок стран Нового Света во главе с США, Австралией, Новой Зеландией, ЮАР, Аргентиной, Чили и т.д. Они заполонили рынок достаточно неплохим вином и произвели его в слишком больших объемах: монополисты резко ощутили очень серьезную конкуренцию, и со временем вино начало терять статус напитка для избранных — люди начали пробовать классные и при этом доступные вина.

Эта тенденция развивается до сих пор, и мне хотелось бы напомнить беларусам, что к вину не надо подходить с содроганием и страхом — тренды поменялись. Сейчас самая эффективная коммуникационная стратегия винного бренда — это сторителлинг: история конкретной земли, ее людей и их обычаев. Человек, открыв бутылку вина в Беларуси, узнает не только его вкусоароматические характеристики, но и знания тех людей, которые его делали: их менталитет, культуру, климат. Сейчас вино продвигается через такие образы.

«Если виноградарь каждой лозе не поклонится триста раз, не будет хорошего урожая»
— Федор Бородин, протоиерей

В течение года, находясь в Испании, я пыталась понять, что же такое винная культура, вино — это вообще о чем? Я разговаривала с большим количеством людей из второго, третьего, десятого поколения виноделов. Они воспринимают вино как суперкрафт, как детище. Говоря о качестве, виноделы учитывают множество факторов: и фактор очень качественной земли, и правильной ее обработки, и удачного года (то есть конкретного климата в конкретный период), правильную ли методику выбрал винодел при производстве конкретного сорта вина. Виноделие и работа с виноградниками— не одно и то же. Виноделие — это то, что происходит в погребах и на производстве. Но есть еще и отдельная работа по выращиванию винограда. В этом деле буквально сотни процессов идут параллельно, ты можешь просто чуть-чуть видоизменить какой-то из них — и качество и стиль вина на выходе будут совершенно иными.

Еще один тренд, идущий параллельно с трендом на упрощение — поиск аутентичности и склонность к крафту, экологической безопасности (отсюда противостояние вин терруара и промышленных вин, интерес к натуральным, органическим и биодинамическим винам). Многие корпорации сильно стандартизировали свои процессы. К тому же в стремлении снизить производственные риски они пользуются большим количеством добавок и химических удобрений, пестицидов. Поэтому довольно часто вино гораздо интереснее у небольших производителей. Они регулярно теряют часть урожая, неся потери и в деньгах, но отстаивают натуральность продукта. Потребитель выигрывает, потому что он может пробовать очень интересное, аутентичное вино. За год в Риохе я поняла, что вино — это действительно уникальный продукт для продвижения: у каждой марки, как у человека, есть свой характер. Особенно если речь идет не о стандартизированном вине.

«Когда я думаю о вине, я непроизвольно перехожу на французский»
— Андрей Челищев, винодел

После того как программа закончилась, я приехала в Беларусь и еще год работала в алкогольной индустрии. Но очень скоро я снова поняла, что нужно еще учиться: нашла себе программу, хороший курс, получила стипендию — и уехала во Францию, в университет Бордо. В странах Старого Света этот университет признан одним из самых лучших, где можно получить образование в сфере виноделия.

Французы оказались снобами в хорошем смысле. Они классные, но слишком националистично настроены по отношению к своему наследию, а вино — это как раз то, чем они могут гордиться. Занятия проходили каждый день, и как минимум два часа мы проводили в дегустационной комнате, где пробовали до 20 видов вина из самых крутых винодельческих хозяйств по всей Франции, которые отбирали преподаватели с репутацией. Хозяйства сами заинтересованы в сотрудничестве, поскольку знают, что в этом университете не будут учиться люди, которые просто пришли развлечься за бокалом игристого: здесь обучают будущую элиту, способную в дальнейшем продвигать винную культуру.

«Покуда пьешь, смакуй букет: вина в загробном мире нет»
— Джон Флетчер, драматург

Примерно 5% всего глобального рынка вина — это дорогие вина, которые в последующем будут восприниматься как инвестиция. Да, вино стало объектом инвестирования! Но это касается далеко не любого из вин на полке. И вот такие университеты, как в Бордо, готовят специалистов, которые могут идентифицировать самые классные вина и понять их потенциал, распознать напиток уникального качества, который может выдерживаться десятки лет. Это как раз те вина, которые можно рассматривать как инвестицию. Например, бутылка вина престижнейшего Chateau d ́Yquem самого свежего выпуска обойдется удачливому покупателю примерно в 700 евро, в то время как бутылка урожая 1811 года того же шато в 2011 году была продана за 90 000 евро. Любопытно, что часто люди, которые инвестируют в вино, — это те же люди, которые инвестируют в искусство. Один из самых серьезных винных аукционов, где продают такие вина, — Sotheby’s.

Я училась с девушкой из статусной семьи, проживающей в провинции Шампань; ее звали Марго. Когда она родилась, ее отец приобрел десятки бутылок свежего винтажа Château Margaux. Оно изначально стоит очень дорого, поскольку «Шато Марго» относится к престижнейшей в мире категории Premier Grand Cru Classe и входит в топ-5 лучших винодельческих хозяйств Бордо. Марго сказала, что когда ей исполнилось 20 лет, стоимость каждой бутылки увеличилась в 10 раз. Ее отец, чтобы подчеркнуть, насколько он любит свою дочь, насколькоее рождение было значимым для него событием, каждый год в день ее рождения открывает эту дорогущую бутылку, чтобы показать, что вино — дорогой продукт, но дочь бесценна.

«Вино — приправа, но приправа самая благородная из всех приправ, всего лучше возвышающая и ум, и сердце человека»
— Дмитрий Каншин, ученый

Вино — это культурный продукт, который соединяет людей, это потребность другого уровня. На различного рода ивентах вино выступает как социальный лубрикант, объединяющий людей. При этом злоупотреблять напитком не надо. Если ты разделяешь одну бутылку на какое-то количество людей, это всегда элемент гостеприимства. Ты готов разделить стол и трапезу с этими людьми. После этого они тебе не враги.

Утверждение, будто вино — это знак роскоши, ошибочно, стереотипно. Беларусы все еще боятся смело выбрать вино в магазине, показать свою неосведомленность. Хотя в этом нет ничего страшного: для начала можно попробовать напитки со знаком качества DOC — они, как правило, не разочаруют, так как подвергаются многоуровневой проверке качества и соответствия конкретному месту. Не нужно бояться быть несведущим, всего лишь нужно запомнить и приучить себя к мысли, что вино — это крайне субъективная субстанция и, по сути, есть только два его вида: то, которое вам нравится, и то, которое не нравится. И если вино понравилось, я призываю узнать о нем чуть больше: страна, регион, сорт винограда, год урожая…

«Вино должно удовлетворять и гедонистическое, и интеллектуальное удовольствие»
— Роберт Паркер, винный критик

В Европе сейчас сильный тренд на ЗОЖ, что приводит к спаду в употреблении вина. Но в то же время интерес повысился в странах Нового Света и странах, вообще не производящих вино. Виноделие как индустрия диверсифицируется, из-за чего происходит перераспределение интереса и, соответственно, источников прибыли.

Раньше страны, производящие самое большое количество вина (Испания, Италия, Франция), были и основными потребителями, но сейчас там мода на «ответственное употребление». Но есть и другие страны, которые, если утрировать, изголодались по этому продукту. Скандинавия импортирует вино в больших количествах, Англия постоянно поддерживает все тренды на вина, очень сильно в этом плане подтянулась Азия. И, в принципе, присутствует большой интерес к рынку в Восточной Европе.

У европейской молодежи есть такой напиток, который многие любители вина воспринимают не иначе как шутку. В Испании он называется «Кали-мочо» — это смесь вина с колой. Кстати, когда мы изучали винный маркетинг, нам говорили: «Вы должны понимать, что сегодня вы конкурируете не друг с другом, а с Coca-Cola». И это правда: с бюджетами корпораций и их влиянием на лайфстайл вино вполне себе конкурирует даже с межкатегориальными продуктами. И поэтому производители заинтересованы адаптировать винные бренды под вкусы молодежи. Им выгоднее, чтобы молодежь пила вино, даже смешивая его с газированным напитком, потому что позже они обучатся и поймут этот напиток, начнут пить чистым, начнут интересоваться культурой употребления.

Мощный хит последних лет — розовое вино, а также аперитивы и коктейли на основе розового вина. В любом хорошем баре Европы тебе не просто нальют розовое вино, а предложат большой выбор — и обязательно с красивой подачей. Вопрос в том, какое розовое вино знает беларуский потребитель, ведь оно бывает очень разным. Например, французский Claret — настоящий хит современного французского виноделия. Это темно-розовое вино, оно готовится, по сути, как и красное, но контакт с виноградной кожицей ограничивают — и получается потрясающе легкое вино полупрозрачного рубинового цвета. Даже цвет этого вина привлекает внимание.

Сюда же — и переосмысление шампанского, консервативный и крайне элитарный, временами отчужденный образ которого сегодняшние производители пытаются поменять. Опять тому виной миллениалы, которые так любят получать удовольствие от игристого. Конкуренты Шампани не дремлют: сегодня высококачественные игристые предлагают многие винные регионы во главе со сделавшими себе имя винами просекко, кавой. И я не говорю о праздниках: сегодня качественное вино может сопровождать каждый выход в свет или домашний уютный ужин. Думаю, в будущем, с развитием рынка, нас ждет очень много интересных открытий.

Справка «Большого»:

При выборе вина вы можете обращать внимание на знаки качества на этикетке, которые подтверждают контроль качества и происхождение вина.

Для стран Старого Света:

• AOC/AC (Appellation d’origine controlee / Ap-pellation controlee) — Франция

• DOCG/DOC (Denominazione di Origine Con-trollata e Garantita / Denominazione di originecontrollata) — Италия

• DOC/DO (Denominación de origen calificada /Denominación de origen) — Испания

• DOC/IGP (Denominacao de origen controlada/ Indicacao geografica protegida) — Португалия.

Для стран Нового Света:

• AVA (American Viticultural Area) — США • DOS (Denominaciónes de origen) — Чили

• W.O. (Wine of Origin) — Южная Африка

Фото:
  • Максим Шумилин
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

OOO «Высококачественные инженерные сети» осваивает новейшие технологии в строительстве инженерных сетей в Санкт-Петербурге. Начиная с 2007 года, наша компания успешно реализовала множество проектов в области строительства инженерных сетей: электрическое обеспечение, водоснабжение и газоснабжение. Более подробная информация на сайте: http://spbvis.ru/